Неоконченная встреча

Неоконченная встреча В первый и в последний раз я разговаривала с Ярославом Михайловичем Стельмахом в фойе Национального театра им. И. Франко перед спектаклем по его пьесе «Любовь в стиле барокко, или Любовь неохотно», осуществленная Сергеем Данченко, которого драматург очень уважал и к которому относился с теплотой. По возрасту он годился мне в отцы. Но во время разговора передо мной стоял юноша. Вместе с тем искренняя, по-детски беззащитная улыбка и глубокую печаль и беспомощность в сияющих глазах. Это состояние передал актер Киевского Молодого театра Алексей Вертинский в спектакле «Синий автомобиль» в постановке Игоря Славинского. И хотя эта пьеса не является автобиографической, исповедальные, сокровенные моменты становления драматурга как личности (отец был для него ортодоксальным авторитетом), его творческие поражения — повесть «Химера лесного озера», адаптированная для театра, и победы — успешные постановки, в частности « Любовь в стиле барокко », передано актером с парадоксальной точностью.

Воспоминания жизни превратились в шутливо-мучительную сентенцию. Актер знакомит читателя с меняющимся миром жизни драматурга: почему он выбрал этот путь, почему профессия наблюдателя за собственным духовным миром и образом жизни других есть самый болезненный, но и благодатно? Недаром же первое его читателями были дети. Перелистывая эти страницы, зритель начинает мыслить категориями добра и справедливости, которые исповедует художник. И тогда его боль за ушедшими и несбыточными надеждами — писатель мечтал «сделать нечто совершенно новое» — становится нашим, мы чувствуем родство душ. Актер, смеясь сквозь слезы, заставляет нас вернуться к себе, понять себя, а возможно, и извиниться перед самими собой. А сможем?

Со времени написания этой пьесы до ее сценического воплощения прошло восемь лет. «Я знал, что эта пьеса долго не будет идти, но мне очень хотелось ее написать. В театрах тогда хорошо шли другие мои произведения, и я решил сделать некую лирическую павзу, написать что-то для души … Я позволил себе забыть обо всем и писать то, о чем уже давно хотелось рассказать. Работа над этой пьесой меня очень истощила, я потом некоторое время вообще не знал, о чем еще можно в этой жизни написать? .. Мне очень хорошо писалось, я вложил в «Синий автомобиль» много эмоций, души … То, что делает актер Алексей Вертинский, мне очень нравится. теперь имеем прекрасную спектакль », — вспомнил драматург в одном из интервью.