Под знаком мастера

Герои Толстого в «фоменок» выходят невероятно живые и узнаваемые. Кажется, актеры полностью растворяются в классическом тексте. Однако метод Фоменко — это не только углубление в оригинал, но и заметная игровая дистанция. Между строк толстовских диалогов, разыгранных почти дословно, режиссер и актеры обнаруживают новые смыслы. Не отклоняясь от текста, незаметно создают собственный подтекст, сотканный из полутонов, двусмысленностей и светлого юмора, открывая в знакомых персонажах неожиданные грани. Так, изысканную жа Аннет Шерер в спектакле наделен «ортопедической» ногой, которую она то и дело комично перебрасывает через спинку стула, беременная Лиза Болконский, что интуитивно не принимает любой, даже «благородной» войны и боится за мужа, в исполнении Ирины Пеговои предстает мудрее и дальновиднишою своего мужа, одержимого мальчишескими мечтами о подвиге, а княгиня Друбецька с ее неугасимым стремлением к выгоде, очень созвучен настоящем времени, превращается в спектакле на одну из центральных фигур. Иногда актеры из комической откровенностью сверяются с текстом, листая страницы грубого назад. «Борис стоял посреди комнаты,» — провозглашает Борис Друбецкой в воплощении Олега Любимова и добросовестно, с точностью до шага, исправляет свое пространственное положение, согласно прочитанного.

В постановке Петра Фоменко роман Толстого оживает во всем богатстве оттенков, в безграничном разнообразии тонко подмечено деталей. Сложная и бесполезно подводить это действо под четкие теоретические концепции. Режиссерское видение неуловимо вплетается в образную ткань спектакля, нигде не переходя в декларативность. В своем спектакле Фоменко говорит не о борьбе империй и дела государственных деятелей, а об обычных людях, умеющих любить друг друга, о красоте и хрупкости жизни и жестокость исторического фатума.

Сегодня, находясь на волне успеха, «Мастерская П. Фоменко» продолжает развиваться. Коллектив постепенно растет. К «основоположников» уже присоединились следующие выпускники курса Фоменко, закончившие ГИТИС в 1998 и 2001 годах. Не останавливаясь на достигнутом, Петр Наумович и его ученики и дальше ищут новых творческих горизонтов.

Интересно, что один из выпускников «Мастерской» — режиссер Андрей Приходько, успешно работает в Киеве. В его постановках — очень своеобразных, с выразительными украинской спецификой, — неуловимо угадывается влияние фоменкивськои школы. Не так в эстетике, как в вдумчивом и уважительном подходе к классике, исключительному вниманию к актеру. В спектаклях Приходько новые грани своего таланта раскрывают Богдан Бенюк ( «трагедокомедия о воскресении мертвых» по А. Конисским), Наталья Корпан и Остап Ступка ( «Увертюра До свидания» по И. Франко), Петр Панчук и Лариса Руснак ( «Каин» по Дж.Байрона). Сейчас Андрей Приходько завершает работу над спектаклем «Жизнь есть сон» (по П. Кальдерону), премьера которой должна состояться в сентябре в театральном центре при Киево-Могилянской Академии.