«Развал будет, пока не воцарится наш язык»

«Развал будет, пока не воцарится наш язык» — Среди украинских писателей мало кто занимается кинодраматургией, сотрудничает с режиссерами, потому что это хлопотная и часто неблагодарная работа. У вас такой опыт есть. Можно ли считать, что ваш приход в кино был закономерным? Чем вообще для вас кино?

— Я бы не сказал, что мало кто из украинских писателей занимается кинодраматургей. Вспомните Григора Тютюнника, Ивана Драча, Дмитрия Павлычко, Владимира Дрозда, Николая Винграновского, Богдана Жолдака, Василия Портяка, Александра Жовны … Их очень много. Я думаю, что каждый писатель мечтает увидеть свои произведения на экране, и как только случается такая возможность, он обязательно использует ее. А что касается опыта … его у меня не так уж много: по моим сценариям снято лишь два фильма — вот и весь опыт. Но сценарии я продолжаю писать, несмотря на то, что надежд на их экранизацию сегодня нет никаких. Это, как болезнь: бациллу подхватил однажды и избавиться от нее очень трудно.

 Когда-то давно, еще в 1989 году, Вадим Кастелли прочитал в журнале «Киев» мой рассказ «Посылка для Маргарет Тэтчер» и предложил снять по нему фильм. Так состоялся мой приход в украинское кино. Закономерный он случайно ли — не знаю … Я никогда ничего не делал для популяризации себя как писателя. Если что-то происходило — оно происходило само собой.

Чем для меня является кино? Думаю, это возможность наиболее полно проявиться как создателю. Писать сценарий значительно легче и интереснее, чем прозу. Когда пишешь прозу, кроме сюжета, ты должен все время выдерживать стиль, думать над построением предложения, доискиваться меткого слова … Сценарий (я называю это голой, чистой, первоначальной творчеством) — это то, что рождается в твоей голове, это игра воображения, это бред, сон. А зафиксировать все, что понадумувалося, в слове, музыке или в цвете — это труд, тем больше ремесло, чем творчество. Записывать можно научиться, а вот когда Бог не дал розвихренои, бурлящей, возмущенной воображения — это все! Даже если тебя научат красиво класть краски, ты никогда не станешь Сальвадором Дали. Когда пишешь сценарий, я люблю погружаться в фантазии, не думая о том, будет это считаться литературой или нет. Я просто пытаюсь интересно рассказать историю. Так, чтобы тот, кто будет читать, видел перед собой живую картину, чтобы ему хотелось это экранизировать.