«Развал будет, пока не воцарится наш язык»

А вообще для того, чтобы пришла Муза, надо начать работу и отключиться, перенестись в другой, вымышленный мир. Тогда она приходит. Муза не любит этого мира, она здесь не живет, он живет в мире воображаемом, нереальном …

— Украинское кино во все времена страдало от нехватки сценаристов. Сценарный голод существует и сегодня. Исправить эту ситуацию взялись несколько энтузиастов, которые сегодня на кинофакультете готовят именно таких специалистов. Ваши студенты уже на третьем курсе. Расскажите о своей работе преподавателя, об успехах ваших студентов.

— Киносценарий — это специфическая разновидность литературы, это далеко не проза, и даже не пьеса. В Украине никогда не было школы сценарного мастерства. Поэтому сценарии писали, и до сих пор пишут, кто как выкинет. В основном это делают сами режиссеры. У нас уже привыкли к такой практике и считают это нормой. Может, именно поэтому в Украине так мало хорошего кино. Гении рождаются редко, и большая беда, когда режиссер болеет гениальность. Объединить в себе и сценариста, и режиссера — это надо иметь незаурядный талант. Чтобы написать сценарий, надо иметь особое сценарное мышление, а поэтому во всем мире режиссеры обращаются к профессиональным сценаристов, которые, к счастью, уже появляются и у нас в Украине. Богдан Жолдак прошлого года выпустил первый курс таких специалистов. Вероятно, они еще не успели заявить о себе на киношном рынке (которого у нас нет), но, думаю, время придет. Не вечно же украинский кинематограф будет в таком глубоком нокауте.

Я два года назад тоже набрал группу из пяти девушек (потому ребят талантливых не нашлось). Помню, как абитуриенты готовились к вступительным экзаменам, как изучали школьную программу по литературе, как читали что-то об украинском кино, вспоминали режиссеров, актеров … Они, бедненькие, не знали, что я искал среди них не знающих, не знающих, не всезнаек, я искал большое воображение, умение фантазировать, придумывать, моделировать ситуацию. Таких и набрал себе в ученики, хотя, признаться, были среди абитуриентов и значительно более осведомлены. Думаю, что чрезмерная эрудиция вредит писателю, теряется та первородная дикость творчества, которая всегда присутствует в хорошем произведении, появляются стереотипы, подсознательное подражания, заиленности собственного мировосприятия. Следы четко видно на нетоптаному снега.