«Развал будет, пока не воцарится наш язык»

У меня нет педагогического образования, не знаю учительских приемов, а поэтому без подготовки, с первого же курса, бросил своих студентов в большую работу — писать сценарии полнометражного художественного фильма на конкурс «Коронация слова». Некоторые из мастеров нашего университета понемногу, по капле знакомит студентов с кинодраматургии, сначала они пишут всевозможные зарисовки, диалоги, мизансцены. Пожалуй, оно по канонам педагогики и правильно. Я же решил всему этому учить сразу на большом полотне. Мои студенты с радостью подхватили такую идею, и к концу года все написали полнометражные сценарии. И отправили их на конкурс «Коронация слова». Не скажу, что все они были талантливы, но трое попали в финал: Настя Добровольская (тринадцатая, поощрительные место), Наталья Мартыненко (шестой), а самая младшая — восемнадцатилетняя Ярослава Горбач заняла первое место в этом всеукраинском конкурсе со своим сценарием «Дума о трех братьев ». Мы не ожидали такие результаты, для всех нас это было, как гром среди ясного неба, а для Ярославы — просто шок. Она затем следующие полгода совершенно ничего не могла написать, была просто травмирован своей победой. Я тогда подумал, что лучше бы она заняла второе или третье место, так как для молодого человека столь высокий взлет может оказаться одновременно и катастрофой. Но, слава Богу, Ярослава видхворила, видлежалася и теперь снова пишет хорошие вещи. Потом было много других побед: Настя Добровольская написала роман и выиграла международный конкурс имени Олеся Гончара; Маргарита Помазкина заняла первое место на международном кинофестивале студенческих работ «Пролог»; Кристина Ярошенко — десятое место в «Коронации слова» -2004; Наташа Мартыненко выиграла «Открытую ночь »со своим сценарием« Мир вашему дому ».

Меня иногда с иронией спрашивают: чего я учу в университете своих студентов, разве можно, мол, научить человека писать художественные произведения? Я говорю: если Бог дал воображение, научить кое-чему можно. Есть много вещей, которые необходимо знать писателю и к которым большинство из нас доходила самостоятельно. Но сколько же времени мы на это положили! Так не лучше при написании романа или киносценария сразу знать, что антигерой должен быть сильнее героя; что чем ближе к концу, то темп повествования должен ускоряться, что … Есть много вещей, которых можно научиться, так же, как художнику накладывать краски на холст или балерине изучить какие-па.