Человек с будущим

Внимание Каурисмяки к аутсайдерам (в советские времена сказали бы «деклассированных элементов») разве что равно интереса к ним Джима Джармуша, кстати, тот является его хорошим другом и снимался как актер в нескольких его лентах. Но если у Джармуша герои почти полностью асоциальные, то в Каурисмяки они находят себе убежище в маргинальном обществе. Режиссер в одном из интервью как-то сказал о своей приверженности коммунистических идей: «Я верю в идеи коммунизма — давать и делить …». Но коммунизм Каурисмяки нельзя ассоциировать с советской конформистской системой. Это больше напоминает антибуржуазный тенденции в среде западных интеллектуалов, для которых коммунистические идеи были знаменем нонконформизма в обществе потребления и воплощением гуманистических ценностей. Так же его совсем не ортодоксальную религиозность вряд ли можно воспринимать как атеизм. Довольно смелые шутки на религиозную тематику скорее являются высмеиванием «общих мест», уже ставшие частью поп-культуры. Здесь вспоминаются слова героя ленты — местного милиционера и патрона бродяг Аттилы, что везде ходит со своим очень мягким собачкой Ганнибалом (которым стращает всех и вся): «Если что-то, то ты меня не знаешь — я отрекусь от тебя три раза, как Петр Христа» . Возможно, эта аналогия с Христом — еще один иронический намек на перерождение-воскресение главного героя.

Едва ли не самым узнаваемой чертой художественного стиля Каурисмяки является постоянное использование и стилизация клише, ирония над стандартными кинематографическими приемами и построением диалогов. Используя затертый сериальный прием «внезапная амнезия», режиссер гротескно его переосмысливает. Герой Каурисмяки не только не занимается своим прошлым, но даже мало им интересуется, наоборот, он начинает спокойно вживаться в новую роль. Как это не похоже на то, что предлагают нам мексиканские и, по их примеру, голливудские мыльные оперы, где герои панически ищут малейшие намеки на то, кем они были раньше. Конечно, у «человека без прошлого» возникает несколько неудобств. Прежде всего, он не знает своего имени, которое необходимо для поиска работы через биржу труда. Его просят спросить у друзей, но они тоже не знают. Во-вторых, он не помнит, он женат, эта проблема возникает только к концу фильма, когда он уже собирается жениться с Ирмой, и именно это заставляет делать попытки узнать о своем прошлом, что не так уж трудно сделать. Вот что он узнает: металлург, только что разведен, посредственная личность. Быстренько уладив все дела с экс-женой, он охотно забывает об этом прошлом или не навсегда.