Иван Кавалеридзе во время оккупации

Официального ответа не было. Некий чиновник из горсовета вызвал И. Кавалеридзе и сообщил ему о том, что, действительно, сталалася ошибка по той причине, что Союз художников Украины плохо подготовила соответствующий материал.

В своем очерке об И. Кавалеридзе художник Александр Павлов написал: «Эта скандальная история навредила ему в материальном отношении, но в то же время он получил поддержку людей, которых ранее не знал» (см. Павлов А. Ф., Ялкут С. М . Владимирская горка, Киев .- 1994 .- С.72).

Именно в этот период Сергей Параджанов подарил И. Кавалеридзе свою фотографию с надписью: «Великомученику от мученика» (см.: Череватенко Л., Предсказатель / / Сергей Параджанов. Взлет … Трагедия. Вечность — Киев, 1994 .- С. 274) .

Тогда же в Москве был установлен памятник Тарасу Шевченко, где анонимно использовался проект И. Кавалеридзе 1944 года, а также его непосредственная работа с молодыми авторами.

Что же касается сценария фильма «Вотанов меч», то он так и не был поставлен. Руководство было шокировано темой, предложенной И. Кавалеридзе, и ее толкованием. Ключом к пониманию этого произведения была древняя легенда о бога Вотана. Он наделил главного героя Зигмунт волшебным мечом, который обещал сломать, если тот поднимет его на недобрую дело.

Действие происходит на окраине оккупированного Киева. Война сводит под одной крышей немецкого офицера-интенданта Герберта Гезанга и украинскую девушку-скульптора Анну Руденко. Дочь профессора, она тайно помогает партизанам, поэтому появление нового жильца не вызывает у нее восторга.

Однако влюбленные в искусство молодые люди постепенно начинают проявлять интерес друг к другу. Они не скрывают своих чувств, но разные подходы к пониманию подлинного гуманизма их разъединяют. Анна не может мириться с тем, что хороший, интеллектуально незаурядный Гезанг поражен вирусом фашизма. Наконец молодые люди расстаются навсегда.

Попытка И. Кавалеридзе столкнуть две идеологии, исследуя и то, что их объединяет, и то, что отличает, а также обращение к общечеловеческим, а не к политическим категорий — все это не восприняли бывшие фронтовики — директор киностудии Василий Цвиркунов и редактор Александр Сизоненко.

Итак, фильм не был поставлен. В конце 70-х годов И. Кавалеридзе переработал сценарий на пьесу, которая с успехом шла в театрах Тернополя и Харькова.