Людмила Смородина: «Должна быть интрига»

Людмила Смородина: «Должна быть интрига» — Существует такое понятие, как «публичные люди». Вы принадлежите к ним?

— Театральные актеры менее «публичные» чем киноактеры. Только заядлые любители театров знают нас. Сегодня господствует телевидение, шоубизнеса. Именно там сейчас рождается немало «публичных» людей. И когда мы, театральные актеры, появляемся на ТВ, то только после этого нас начинают узнавать. Думаю, что театр в последнее время не вызывает большой интерес у зрителей. Безусловно, в нашем театре есть аншлаговые представления. Публика ходит на популярных актеров, на интересные неординарные постановки. Люди устали от трагедий, драмы. Они стремятся прийти в театр отдохнуть, посмеяться и с легким сердцем вернуться домой. Раньше я сама предпочитала драме, потому что там есть что играть. А теперь, даже поисках пьесы для антрепризы, мы понимаем, что должна быть интрига, но в доступном и легком сюжете.

— Что для вас театр Ивана Франко?

— В театре я уже 25 лет. Началось с «Боярыни» Леси Украінки. Когда режиссер Владимир Опанасенко предложил ее мне, я была удивлена. Сначала мне казалось, что это не моя роль. Я представляла Оксану черноглазой, чернобровый, искренним украинским. Он говорит — почитай, а потом поговорим. Через 10 страниц я начала рыдать. А что же будет на сцене? И я согласилась.

— Это была ваша первая роль?

— Нет, но именно с нее я ощутила на что способна как актриса. После нее у меня началась череда драматических ролей — Беатрис в спектакле «С любовью не шутят», королева Аквитанская в пьесе «Я-Генри II», а затем любимые роли в пьесах «Леди и адмирал», «Эзоп», «Интимное жизни» …

— Мне кажется, что в последнее время понятие «амплуа» нивелируется, ведь вам, как и некоторым другим актерам, удается успешно выполнять и драматические, и комедийные роли. Сравнить хотя бы роли королевы Аквитанськои и секретарши из пьесы Ж. Ануя в театре «Звезды Оболони».

— Да, они совсем разные, и каждая имеет право на существование. Роль секретарши я очень люблю и хотелось бы чтобы театр антрепризы продолжил свое существование.

— Важен для каждого актера ансамбль, в котором он играет на сцене. Есть ли актеры, с которыми вам наиболее комфортно рядом?

— Не всегда получается играть, с кем хочешь. Я бы хотела играть со всеми. Из актеров моего поколения, которые уже стали звездами, играю с А. Хостикоевым в спектакле «Энеида», с В. Нечипоренко в спектакле «Леди и адмирал». У меня возник, думаю, удачный, актерский дуэт с Лесем Заднепровским. Этим я обязан режиссеру Опанасенко. Когда-то он соединил нас на сцене. И с того времени у нас много общих представлений. Однако считаю, что актер должен время от времени менять партнеров. Таким образом происходит взаимообогащения. А если есть возможность — и режиссеров тоже.

— О роли режиссера в театре существуют разные мнения. И называют его по-разному — и второй, и богом, и диктатором.

— У каждого режиссера свой почерк и свое отношение к актерам. Актеры стремятся работать с интересными режиссерами. Поэтому Б. Ступка и пригласил Роберта Стуруа на постановку «Царя Эдипа». Это было событие и в театре, и в Украине. А сейчас я и мои коллеги работаем с Юрием Одиноким над спектаклем по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Хочется окунуться в глубинные пласты творчества этого писателя.

— А как складываются ваши отношения с кино?

— Последняя работа — в эпизоде телефильма «За двумя зайцами». Все роли исполняли преимущественно популярные певцы. Жаль, что не задействовали драматических актеров, умеющих вести диалоги, создавать яркие образы. Хотя было интересно и сниматься, и наблюдать за звездами шоу-бизнеса, в частности А. Пугачевой. Она действительно талантливая певица и актриса.

Когда-то давно мне посчастливилось сниматься у Григория Кохана в фильме «Ярослав Мудрый». Я играла Герду. Это была большая роль. Были сняты многие киноматериалы, думаю где-то на пять серий. Но тогда временная норма фильма была не более двух часов. А потом был фильм «Черная пантера и белый медведь», снятый на Укртелефильме режиссером О. Бийма. И фильм «Две луны, три солнца» Романа Балаяна. И фильм Владимира Савельева «Чингисхан». К сожалению, отснятый материал с останньои киноленты в фильм не вошел. Пожалуй, еще не появился тот фильм, который бы сделал меня популярной подобно актеров, которые в свое время сыграли в фильмах, понравились зрителям и стали известными.

— Но и в своем театре — аншлаги — не редкость …

— В нашем театре нет халтуры, все актеры привыкли работать по-настоящему и выкладываться полностью.