Разное

Произведения этого сербского драматурга и киносценариста, а также политика зачастую перекладывают разными европейскими языками.

24 мая в ТЮЗе в рамках фестиваля «Киев майский» состоялся показ комедии Милоша Николича «Кузнецы» в исполнении Белградского Национального театра.

Футбол в Гете-Институт

В зале для презентаций Немецкого культурного центра в Украине 26 мая происходило нечто довольно странное: мужчины, в основном пожилого возраста, смотрели фильм о футболе. Объясняется это тем, что в этом году именно в Германии — чемпионат мира по футболу, а в связи с тем Гете-Институт провел серию акций, посвященных «Динамо» и Украина-немецким связям в этой сфере. Презентация короткометражного фильма Клауса Бреденброка «Команда смерти» и книги Владимира Пристайко «Был ли матч смерти?» С дискуссией под модерирования Андрея Куркова стали наиболее резонансным из акций. Но не уверена, что это добавило уважения к собирательного образа звездного футболиста в ситуации современных международных футбольных соревнований. Дело в том, что только один из довоенных динамовцев, которые, между прочим, были саивробитникамы НКВД, не оказался дезертиром и прорвался через линию фронта в Красную армию. Остальные вернулись в оккупированный Киев и провели с различными немецкими и венгерскими непрофессионалами серию победных игр, а потом каждый сделал свой выбор: кто-то прорвался с отступающими немцами к любимому Парижа, кто пошел служить в гестапо, а четверо действительно были уничтожены в Бабьем яру, но не как герои-футболисты, а как все остальные жертвы.

И автор книги, и автор фильма наконец пришли к выводу (который сделала и гамбургская прокуратура, которая взялась расследовать дело военного времени по гражданским уголовным кодексом): так называемого «матча смерти» не было, это один из советских мифов. Особенно четко видно правду из архивных документальных материалов, опубликованных, бывшим кагэбисты и бывшим заместителем председателя Службы безопасности Украины, генерал-лейтенантом юстиции в отставке, который издавна имел доступ ко многим документам под грифом «совершенно секретно», господином Пристайко.

То, что оккупанты не отослали динамовцев сразу после игры в концентрационный лагерь, свидетельствует и немецкий фильм режиссера Бреденброка. Но вместе с тем он с восхищением цитирует мифотворчий фильм «Третий тайм», поставленный в СССР, который дает представление как об атмосфере во время победной игры советских футболистов, о средствах пропаганды в брежневской времена, когда был создан.