Сказкотерапия

13Из курса литературы нам известно, что сказка — один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению последователей Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых остается неизменной на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипнимы.

Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, влияние последних не уменьшается. Сказка же в этом случае — выводя противоречие изнутри во внешний мир — предлагает способы ее решения, это природные лекарства, которые принимаются интуитивно.

Сказкотерапия — это система передачи жизненного опыта, развития социальной чувствительности, интуиции и творческих способностей.

На Востоке способность сказки положительно влиять на психическое состояние человека была замечена врачами и использовалась сознательно. Один из самых известных примеров такого лечения — история Шахерезада из серии арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Целебные свойства сказки были положены в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапия.

Существуют, например, в Санкт-Петербурге, институты сказкотерапия, в которых можно организовать коррекционно занятия для детей и курсы повышения квалификации для взрослых.


В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек пополняет в подсознании банк жизненных ситуаций. Этот банк при необходимости может быть активизирован, если нет — так и останется пассивным.

Сказка объединяет взрослого и ребенка. Язык сказки, конечно, сближает. Сказка информативниша, чем обычная краткая речь. Она не выдает свои положения за что-то серьезнее, чем символы, метафоры или аналогии.

Сказка развивает воображение ребенка, а взрослого возвращает в детство.

Почему именно сказка?

В четырехлетнем возрасте у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Мозг ребенка реагирует на мир только эмоционально! Эмоция в переводе с латыни — впечатляет, волнует. Действительно, она похожа на волну — пробежала телом, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла. В течение развития мозг малыша уже способен запомнить воздействие различных источников. Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, называются чувством. Вызвав в памяти чувства, закрепляет его в виде образа. Последний может быть описан разными способами. Главное, что любое его воспроизведение, по сути, является творчеством.

Цель сказкотерапия — превратить отрицательные образы на позитивные. Спокойное состояние нервной системы возвращает человеку здоровье.

В сказках пациенты видят не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Это называется метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее — права полушарие головного мозга. Ученые считают, что эта часть мозга отвечает и за наше здоровье.

Итак, длительная психологическое напряжение, вызванное страхом, приводит к дисбалансу в организме ребенка, а это, в свою очередь, вызывает недомогания и, как следствие, болезни. Все, что вызывает недомогание, записанное в правом полушарии мозга в виде чувства. Язык правого полушария (т.е. язык метафор и аналогий) не только создает новые картины, но и описывает и трансформирует новые красивые образы.

Трех-четырехлетние дети любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких чоловичкив, животных.

Четыре-шестилетняя используют образы древних сказок — фей, принцесс …

В шесть-семь лет герои похожи на самих детей.

Может ли сказка навредить? Может ли она отвести от реальности? Нет, наоборот, приводит к ней. Но каждое занятие сказкотерапия должна заканчиваться обсуждением — чему научила сказка ….

А при работе с подростками «казковисть» необходимо дозировать. Углубляясь в сказку, подростки и взрослые могут раскрыть свой потенциал, накопить силы для его реализации. Возможное дальнейшее рисование, лепка из пластилина или изготовления героев из бумаги …

В современной сказкотерапия существуют три направления — диагностическая, влияя и развивающая.

Существуют пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционной (например, оригами), психотерапевтические (авторские сказки, библейские притчи) и медитативно.

Одна удивительно любознательные человек — языковед, философ Владимир Пропп проанализировал огромное количество сказок разных народов мира и понял, что волшебство во всех сказках проявляется не случайно, есть свои правила и порядок. По таким правилам он составил так называемую карту сказки, по которой вы легко сможете составлять собственные сказочные истории.

КАРТА СКАЗКА

1. Приказ или запрет.

2. Нарушение приказа или запрета.

3. Жаль.

4. Отъезд героя.

5. Задачи.

6. Встреча с дарителей.

7. Волшебные дары.

8. Появление героя.

9. Появление злодея.

10. Борьба героя и злодея.

11. Победа героя.

12. Возвращение героя.

13. Прибытие домой.

14. Ненастоящий герой.

15. Тяжелые испытания.

16. Беда минует.

17. Узнаваемости героя.

18. Ненастоящей героя уличают.

19. Наказание злодея.

20. Свадьба.

Источник: malecha.org.ua