УКРАИНСКИЕ ТРАДИЦИИ

Однако по мере того как возрастала роль мужчин в общественной сфере, такие обычаи постепенно забывались. И уже в конце XIX в. инициатива в сватовстве полностью перешла в парней, а роль девушки свелась к стеснительного ковыряния печи и подачи старостам свадебных полотенец.
Смотрины — знакомство с хозяйством молодого, которое осуществлялось вскоре после успешного сватовства. Природа этого обычая связано с укладом крестьянина-труженика, для которого хозяйство было основой его жизнедеятельности.

Родители парня старались как можно лучше представить прочность хозяйства своего сына, демонстрируя его так, чтобы смотрины завершились брачной соглашением. Иногда, даже прибегали к хитростям: занимали у соседей скот или сельскохозяйственный инвентарь.

Помолвка — первый Предсвадебный обряд, приобретал законную силу. Старший староста накрывал полотенцем хлеб, клал на него руку девушки, сверху — руку парня и перевязывал их полотенцем. После этого ритуала молодая перевязывала сватов полотенцами, а всех присутствующих одаривала платками, полотном или рубашками.

После всех церемоний молодежи считались помолвленными и отныне не могли отказаться от брака. Отказ считалась бесчестии, которая влекла за собой материальное возмещение.

Накануне свадьбы устраивали прощание невесты и жениха с девичьей и мальчишников свободой, воплощалось в обряде девичника. Это был обрядовый акт отделения молодоженов от несемейной группы молодежи.

Выпекания каравая — один из самых распространенных свадебных обрядов, который символизировал освящение обществом вновь созданной семьи. Украинская пекли много видов свадебного хлеба: каравай, Дивень, теремок, веточку, лежебока, любовники, шишки, гуся, калачики, каждый из которых выполнял специфическую обрядовую функцию.

Однако главное место отведено именно каравая. Он — украшение свадебного стола, символ счастья и достатка. Пекли его специально приглашены женщины, которые приносили с собой муку, яйца и сало. Считалось хорошим признаком, когда каравайницы было нечетное количество (лучше всего семь). Правда, в некоторых районах приглашали четное число женщин: чтобы молодые всю жизнь прожили в паре. При этом каравайницы должны были находиться в первом браке и жить в согласии.

Общность действий во время выпекания каравая должна символизировать единство будущей семьи. Для этого каравайницы связывали полотенцем и они должны были все делать вместе: месить тесто, вилиплюваты украшение, умывать руки. Существовало поверье, что удачно испеченный каравай принесет молодым счастье, треснувший предвещает развод, а покореженный — злую судьбу. Поэтому каравайницы «льстили» каравай прибаутками и песнями.

Сложная церемония свадебного похода предусматривала и несколько выкупов за невесту. Первый устраивали в виде схватки неженатые юноши в знак того, что отпускают девушку из молодежной общины. Повторялся выкуп у ворот дома невесты (воротной) — за право вступления молодого на территорию другого рода, потом в сенях — за место у невесты. Последний выкуп — свадебный пропой — происходил в конце свадьбы.

Венчание как форма церковного брака, было введено Синодом протяжении XVII-XVIII вв. На первых этапах этого процесса оно плохо воспринималось населением Украины, поскольку противоречило народным свадебным обрядам. Обвенчаны молодежи нередко определенное время жили врозь, пока не произведут традиционную свадьбу. Лишь постепенно освящения брака в церкви набрало юридической силы и стало неотъемлемым компонентом свадьбы.