Раннее развитие: найти золотую середину

Раннее развитие: найти золотую серединуНа тему раннего развития сегодня идет много споров. Этот вопрос живо обсуждается на форумах детских и семейных сайтов. Одни родители начинают учить свое чадо цифрам и грамоте буквально с пеленок. Некоторые педагоги считают, что нагружать мозг трьохлитньои ребенка чтением и математикой бесполезно, а порой даже вредно. Так ли это?

В любом случае вопрос всякий раз решается индивидуально. Нет двух одинаковых детей, как нет одинаковых мам. Давайте все же попробуем разобраться, что полезного могут дать нам методики раннего развития и какие опасности они в себе таят. Итак, что же такое раннее развитие?

Это различные попытки привить ребенку навыки и умения в том возрасте, когда он еще не готов овладеть ими самостоятельно. Сторонники раннего развития считают: чем раньше начать обучение чему-то, тем лучше это закрепляется в памяти. Нужно только приложить усилия, помочь малышу — создать ему условия для быстрого физического и умственного развития. Ну а приступать к обучению можно прямо с рождения. И действовать разными методами.

Метод Марии Монтессори — очень популярный сегодня.

Идея в том, что вы создаете для ребенка безопасное пространство, в котором он развивается максимально самостоятельно. Ваша задача — пробудить в нем желание исследовать мир, познать законы его развития. В роли учителя вы действуете максимально корректно, уважая интересы и потребности ребенка, наблюдая за ним как бы со стороны. В свободной деятельности, в «работе» ребенок постепенно превращается в человека. Бить ребенка нельзя — это подрывает уверенность в себе. И вообще, отношение к ребенку должно быть как взрослого человека.

Дети, которые занимаются по этой методике, учатся самостоятельно наливать и насыпать себе еду, одеваться, играя, познают основы математики. Они обычно дружелюбны и любят порядок (обязательный элемент обучения — убирать за собой). Иногда говорят, что методика Монтессори разработана для детей, которые отстают в развитии. История этой ошибки такова: Мария Монтессори начала работать в Италии с детьми, которые отставали в развитии. Через некоторое время на олимпиаде в Риме эти дети показали лучшие результаты по чтению, письму и математике, чем обычные дети. После этого она начала работать с нормальными детьми и оказалось, что они и в учебе, и в повседневной жизни гораздо умнее, легко концентрируют внимание, более доброжелательные и коммуникабельные. Этот известный факт викривляеться в некоторой советской литературе по педагогике — так появился миф о «методику для недоразвитой». На самом деле, за рубежом существует очень много детсадов, работающие по этой методике. В некоторых высокоразвитых странах количество Монтессори-детсадов значительно превышает число обычных (например, в Нидерландах).

Предлагайте ребенку разные предметы для развития тех или иных способностей (языковых, физических, математических). Сначала это могут быть природные материалы, а когда малыш подрастет — искусственные: блоки с цилиндрами, вкладыши, рамки (все это в большом количестве представлены в магазинах).

В системе Глена Домана акцент сделан на зрительное восприятие ребенком окружающего мира. Поэтому уже с рождения можете показывать ему карточки, на которых изображено все что угодно: буквы, животные, явления природы. Подумать только: по карте с крупными красными точками ты можешь учить грудничка арифметике! Благодаря такому раннему тренировке зрительной памяти ребенок быстрее развивается, потому что мозг малыша активно растет до 3-х лет. Важно не упустить это время и вложить в этот мозг можно больше знаний, как говорится, «записать на пидкирку».