О порядке и чистоте

19Из родительских диалогов:

«Когда моя не хочет складывать игрушки, говорю ей, что ни сказок на ночь, ни мультиков не будет. Сразу слезы, а потом убираем …».

«Я со своей маленькой, когда собираю игрушки, играю в игру« Кто быстрее? ». И ей нравится, она бегает по комнате и кричит «Я-я-я-я-я-я-я скорее, мама».

«А у меня старший, будто и приучен, но нет-нет да и спросит:« А почему тогда папа за собой не убирает? ».

«Мы, как только ребенок ходить и разбрасывать вещи научилась, пытались убирать их только вместе с ней. Теперь, если что не на месте лежит, она уже сама на нас шипеть начинает ».

«У меня ребенок, когда переодевается, оставляет одежду на полу в растерзанного виде. Я каждый раз заставляю подбирать и складывать, а она каждый раз говорит: «Мама, я забыла».

«За собой убирать — проблема. Заставляю. Может идти по квартире и бросить на пол фантик от конфеты. Ругаю! Сегодня понимает, а на завтра то же ».


Детская аккуратность, порядок, чистота. Как много сегодня говорят о том, что их не хватает подрастающим детям, и как мало каждый из нас делает для того, чтобы приучить к этому собственного ребенка. На личном примере показать, что начинать утро с чистой чашки — приятно, что находить на своем рабочем столе 20-миллиметровую точилку для карандаша — нормально, а вот натягивать с утра грязные носки, которые забылись сами випратися вчера, так же противоестественно, как и не знать, в какой части квартиры лежат ключи от входной двери или куда делся очередной детский гребенку. Аккуратность как отдельная наука? Порядок как показатель внутренней гармонии, как стимул для выстраивания комфорта, как инструмент внешней красоты? Безусловно. Но многие мамы сегодня способны ответить на вопрос, с какого возраста и, главное, как нужно приучать ребенка к порядку и прививать ответственность за него? Ведь рассказать об этом не так-то просто. По словам психологов, чтобы объяснить маленькому непосидькови, что такое аккуратность, чистота и порядок, он для начала должен наблюдать все это на примере собственной семьи. Если сами родители довольно щепетильны в этом вопросе, то предположить, что из их ребенка может вырасти классический «нетипаха в красных лохмотьях», сложно. Конечно, это вовсе не означает, что образ мамы в такой семье должна походить на образ отчаянной домохозяйки, ежедневно стирает пыль с прабабусиного комода и орудует тряпкой чаще, чем карандашом и ручкой на рабочем столе. Но никто об идеальном порядке, граничащей с педантизмом, и не говорит. Однако элементарные правила аккуратности никто не отменял, поэтому и нарушается сегодня, во времена личностной свободы, такой простой на первый взгляд практический вопрос: как же приучить собственно ангелочек в порядок и сделать так, чтобы внутрисемейные правила и для него стали неписаным законом?

Попробуйте представить себе детскую, в которой кроватку аккуратно застеленную, все мишки и куклы сидят по своим углам, где каждый цветной фломастер лежит в соответствующем отделении пенала, где на полу вам не попадется под ноги ни одна из пятисот деталей конструктора под названием «Мой локомотив », поскольку все они составлены в коробке, и где толстенный том Гарри Поттера лежит с закладочку на чистом столе … Сложно, не так ли? И здесь вопрос не столько в нехватке фантазии у вас, сколько в разных взглядах на «аккуратную» проблему. Как правило, в понимании большинства (но отнюдь не всех) взрослое слово «порядок» ассоциируется с определенной системой чистоты: каждой книге свою полку, каждой машине — отдельный гараж, каждой розовой свинке — свое место в пластмассовом корзине. А между тем для ребенка нет большой разницы, поставить свою «Феррари» в гараж или оставить ее на книжной полке. Для нее не в этом суть. И для родителей она должна быть в другом. Если ваше чадо способно самостоятельно находить вещи на своей территории и точно знает, что на этой батареи вчера сушились выстираны собственноручно носки, — тогда, возможно, никакого повода для обучающих нотаций и не появится. Тогда, возможно, вам просто стоит посмотреть на собственного ребенка несколько иначе и постараться увидеть в ней не Телепня или сорвиголова, а уже сложившуюся личность, способную понимать и отстаивать себя, способную сказать: «Я не могу быть такой, какой хотите видеть меня вы, ибо иная (иной) ». Но это — если речь идет о детях среднего и старшего школьного возраста, а приучать к порядку и чистоте нужно начинать как можно раньше, практически с пеленок.