О порядке и чистоте

По словам педагогов и психологов, приучать малыша быть аккуратным необходимо начинать через игру — это классический и эффективный инструмент в развитии любого ребенка. Причем в игровом процессе, говорят они, должны принимать участие все члены семьи. Ваше ангелочек не хочет убирать за собой игрушки? Что ж, расскажите ему красивую сказку о том, что вот это смешное медвежонок хочет завтра пораньше встать, чтобы отправиться в лес по ягоды и грибы, а это значит, что ему уже давно пора идти спать на свое тепленькое место. Или поиграйте с малышом в игру — кто быстрее дотянется до полочки и посадить туда оловянного солдатика, куклу и т.д. Пути не имеют значения. Главное — достижение цели. Совместная деятельность. Впоследствии, когда ваш сын или дочь начнут самостоятельно убирать свои игрушки, не забывайте каждый раз хвалить их за это, подчеркивая, которые они у вас молодцы и как вы ими гордитесь.

Как вариант в процесс приучения к порядку можно ввести различные вспомогательные элементы — например, везде, где лежат личные вещи вашего ребенка, разместить самоклеющейся бумажки с колоритными рисунками игрушек, гребешков, маек, шпилек, ложек и т.д. Увлекательно, красочно и просто. Таким нехитрым способом вы дадите в руки своему ребенку настоящий путеводитель по взрослому миру, позволите ей стать исследователем окружающей среды и побуждаете к самостоятельным поискам. Вспомните, как в том же «Коде да Винчи» Брауна глава Приорат Сиона и по совместительству дедушка Соньер прекрасно играл со своей маленькой внучкой Софи: он рисовал целые лабиринты схем с множеством шарад, ребусов и альтернативных ходов только для того, чтобы она смогла отыскать в дома свой рождественский подарок. Игра действенная и годится для любого возраста. Ее методы и цели эффективны в развитии не только румянощекий карапузов и двухлетних малышей.

Не ошибусь, если скажу, что каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок быстрее научилась делать что-то своими силами или, в крайнем случае, с минимальным контролем с отцовской стороны. Чтобы в ответ на просьбу быстрее одеться или, наоборот, раздеться, она не стояла как зачарованная перед открытой шкафом и точно знала, куда и в каком состоянии следует поставить снятый ботинок. А для этого родителям для начала необходимо научиться упрощать любую поставленную перед своим малышом задачи. Например, чтобы ребенок быстрее оделась, разложите одежду в нужном порядке на кровати, а не кричите ей из коридора, она должна найти в своем шкафу; если вы хотите, чтобы она аккуратно раздевалась, сначала помогите ему в освоении этого навыка, через декабря покажите , что левом ботинке значительно приятнее стоять слева, а не валяться перевертышем, со спутанным шнурками с правой стороны. Не оставляйте ребенка наедине в плохо знакомой ему ситуации. Научите чудо получать удовольствие от собственной самостоятельности и обязательно позволяйте ему самостоятельно учиться. Если малыш до слез спорит, пытаясь отвоевать право подмести пол или помыть свою любимую зеленую тарелку — позвольте ему это сделать. Пусть он почувствует ваше доверие к нему и поймет, что для своих родителей он уже самостоятельный и велик, что они доверяют ему быть ответственным и за тот же веник, и за зеленую тарелку.

Кстати, право выбора — отнюдь не последний элемент в процессе прививания ребенку любви к порядка и чистоты. По словам тех же психологов, если вы хотите, чтобы ваш малыш не знал прессинга и принуждения в уборке, был заинтересован в чистоте, ему всегда необходимо давать выбор между «подмести слева» или удалить пыль «с правой стороны». Категорически требовать или, что еще хуже, приказывать ребенку недопустимо. Ведь неправильно поставленный в какой ситуации акцент может стать причиной серьезных недоразумений в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок охотно или по крайней мере без враждебности откликалась на просьбы семьи помочь, всегда и во всех случаях нужно позволять ей делать свой собственный выбор. И здесь, по большому счету, уже не столь важно, какой именно вид помощи она выберет; главное — она добровольно возьмет на себя ответственность за выбранную участок работы и еще раз почувствует, что является полноправным членом вашей семьи. И не спешите сразу перерабатывать только что законченную им работу — пусть даже все тарелки будут грязные. Будьте мудрее, подыгрываете ей. Кому приятно видеть, что все его старания и труды конечном итоге оказались тщетными? Как говорит в своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука: «… пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии — для вас не важен результат ее работы. Для ребенка важен не результат ее деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждую работу было доведено до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений ».