О порядке и чистоте

Самая интересная и одновременно неоднозначная, на мой взгляд, часть механизма приучение ребенка к порядку сосредоточена вокруг системы поощрения. Так, вопрос о том, стоит ли оплачивать помощь собственного ребенка в домашней работе, сегодня актуален как никогда. Почему? С одной стороны, любому школьнику, который уважает себя, необходимы деньги на карманные расходы, а с другой — стоит ли «подсаживать» родное дитя на коммерческую жилку и превращать часть семейной ответственности на бизнес? Обязанности имеют все взрослые члены семьи, которые в равной степени (в идеале) отвечают за чистоту и уют в пределах своего дома или собственной квартиры. И никто им денег за это не дает. Так стоит ли платить своему ребенку, если подобная система взаимоотношений может иметь и нежелательные последствия — например, ваше ангелочек наотрез откажется пропылесосить ковры или сделать влажную уборку, пока вы не согласитесь заплатить определенную, задекларированной ранее сумму. К тому же вы все равно собирались давать ему на мелкие расходы … Вот так и начинается замкнутый круг, формируется первая неправильная финансовая система. Как показывает опыт отдельных семей, в этой ситуации выигрышно работает такая схема: стандартные работы на благо семьи отдельно не оплачиваются, как и наведения порядка на личной территории. Тарификации подлежат только сложные работы, не связанные с рутиной и обычными делами. Кстати, последние гораздо эффективнее стимулировать не купюрами, а положительными эмоциями в виде похвалы. Какой бы самостоятельной и независимой была ваш ребенок — ей всегда приятно, если любая ее труд, потраченное на уборку время замечены и одобренные вами.

Говорят, что любовь к порядку и умение соблюдать его непосредственно связаны с уровнем самоконтроля и степенью целеустремленности. Однако на детей этот принцип распространяется далеко не всегда. Стремление «ухаживать» семейную территорию может в равной степени исходить от всех членов семьи и носить систематический характер, а территория малыша в такой семье может представлять собой шаблон классического «творческого беспорядка». Возможно, аккуратность для взрослого — это все-таки одно, а в понимании ребенка — нечто совершенно другое? С этими и другими вопросами «ЗН» решило обратиться к Светлане ЛАДЫВИР, кандидата психологических наук, заведующей лабораторией психологии дошкольника Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины.

— Я не ставила бы так вопрос, а сказала бы, что аккуратность взрослого берет начало с аккуратности детской, и случаи, когда с «хрюшки» вырастает хороший человек, очень редки. О каких бы качества личности мы с вами сейчас говорили — все идет с раннего детства. Аккуратность ребенка берет свое начало еще от чрева матери и зависит от того, какой образ жизни она вела и насколько сама была организована и аккуратная. Аккуратность — это привычка. Конечно, мы можем сказать, что одни дети рождаются, имея предпосылки к аккуратности и чистоты, а другие уже с пеленок ведут себя как поросята. Очевидно, речь идет о порог чувствительности к внешним условиям, которые могут вызвать дискомфорт. Каждый ребенок рождается с предрасположенностью к развитию каких-то способностей, но не с самими способностями, так и развитие аккуратности начинается с того, что ребенка необходимо приучать к ней. Как? Ласками, любовью, примером, подсказкой, тренировкой. Ребенок еще может не понимать, что у нее на новой рубашечке — жучок солнышко или страшный крокодил, но когда ей постоянно говоришь: «Посмотри, какая у тебя распашонка хорошая», ребенок привыкнет к тому и поймет, каким должно быть хорошее и аккуратно, в нее начнет производиться адекватное понимание аккуратности и чистоты. И дальше она уже сама будет стремиться к этому. А вы будете помогать ей.