Скажем себе честно — полярность у эмоции есть…

Результат — как минимум, песочный бой. Самое интересное, что ваш ребенок может искренне не понимать, что в его действиях присутствует какая-то дисгармония. И мама должна обратить на это особое внимание. Возможно, проиграть ситуацию наоборот и максимально доступно показать своему ребенку, что ее действия в эту минуту имеют отрицательный отпечаток. Правда, любой детский психолог скажет вам, что здесь следовало бы копнуть глубже и начать скорее с выяснения причины такого поведения ребенка в песочнице, чем из последствий и формы, в которую это поведение одетая.

Формы выражения детской агрессии (читаем — недовольство, возмущение, разногласия, непонимание, обиды и даже одиночества) бывают разные. Если ребенок очень маленький и еще не способна выражать свои чувства словами, не говоря уже о том, чтобы правильно идентифицировать свои эмоции, то для озвучивания внутренних переживаний она может воспользоваться всеми доступными для него средствами. Это может быть демонстративное уничтожение игрушек и любых других предметов, жесты, выражающие гнев и возмущение, например, топанье ножкой или решительный удар ладошкой по столу, а также попытки болевого физического воздействия на близких ей людей. В последнем случае, как правило, страдает только мама. Почему? В этом возрасте центром вселенной для крохи все еще есть мама, и малейшая обида на что угодно и на кого угодно сразу может быть переадресована ближайшей и дорогому человеку — маме. Что делать ей? Конечно же, в очень мягкой форме объяснить своему малышу, как ей обидно и больно от того, что он ее ударил. Кроме того, психологи говорят, что в раннем возрасте, когда ребенок еще не способен проговаривать свои чувства, это полезно делать ее: «ты разозлился, потому что …, я вижу, что ты не хочешь идти гулять, да?: Ты очень боишься этой процедуры, но я буду рядом ». Таким образом, вы не просто превращаетесь для своего малыша в надежного проводника по взрослому миру, но и становитесь помощником в нелегком деле распознавания желаний, подсказываете ему форму выражения внутренних переживаний и чувств.

Агрессию ребенок может выводить и через игру. Но это более сложная форма. Она эффективна лишь в момент «всплеска» или сразу после него. Правда, здесь следует подчеркнуть, что, поскольку мы говорим о детях импульсивных, которые знают яркие эмоции с пеленок, к способам и разновидностей игры следует относиться очень осторожно. Самый маленький мячик в руках более-менее спокойной ребенка и взрывоопасного малыша — это совсем разные вещи, особенно в контексте игровых форм выражения негодования или гнева. Понятно, что эмоциональный фон первого ребенка имеет меньшее количество «цветов» и отличается спокойной линией «рисунка», благодаря чему ее можно смело посылать на разминку с мячом даже в пределах квартиры. Со второго эта ситуация почти невозможна, так как у «горячего» малыша этот мяч может стать вестником возмездия, от которого пострадают все. Подходы могут и должны быть разными, главное — чтобы каждый из этих малышей чувствовал: на него внимания, его желания уважают, к его мнению прислушиваются, а самостоятельность — понимают и принимают. Но почему нам так трудно воспринимать агрессию даже в рамках заботы о собственном ребенке? Почему мы привыкли смотреть на нее исключительно как на отрицательное, абсолютно не свойственно детям явление? Наконец, агрессия как неотъемлемая часть природы человека — это … плохо или хорошо? С этим и другими вопросами мы обратились к кандидату психологических наук, заведующего лабораторией психологии дошкольника Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины Светланы Алексеевны Ладывир.