Дети также люди?

Дети также люди? Ребенок считает, что растения думают, а солнце светит только для нее. Без запретов и наказаний ее жизнь лишена смысла. Кто это?

Почти половина человечества состоит из существ, о которых другая половина знает очень мало. 2,2 млрд. — столько, по данным ЮНИСЕФ, детей. О чем они думают, что чувствуют, чем, кроме внешности, отличаются от взрослых? И, как ни дико звучало этот вопрос: являются ли они людьми?

«Кто никогда не был ребенком, не может стать взрослым», — заметил однажды Чарли Чаплин. Проблема в том, что немногие взрослые помнят, как оно — быть ребенком. Особенно это касается родителей и ученых. Еще хуже, если отец — еще и ученый. Поскольку как в одних, так и в других есть огромная проблема с трактовкой понятия «дети». Они подходят к малышам со взрослыми мерками, а потом нервничают, когда дети не делают того, чего от них ждут.


Что это за странные существа?

«Поиграй со своим ребенком. Не воспринимай его как человека, наблюдай за ней так, как биолог наблюдает за крокодилом или птицей, — советует нидерландский биолог Мидас Деккерс в изданной недавно книге «Личинка. От ребенка к человеку ». — Посмотри, как она делает все не так, как странно двигается, какая гадость ей по вкусу, подумай, что ею руководит ».

Деккерс утверждает: к ребенку нельзя относиться как к полноценному представителя homo sapiens. Детство — это временная стадия, подобная человеческой личинки, из которой потом вылупится взрослая особь. Является ли это деградацией ребенка к низшей существа? Конечно, нет. «Личинка, — продолжает Деккерс, — это отдельное существо с полным правом на существование».

Следует лишь осознать, что ребенок — это другое. Если бы мы попытались изобразить классический образ представителя рода человеческого, наверное, это не была бы ребенок. «Человек — это кто-то на двух ногах, кто в пятницу вечером желает приятного выходного, — пишет Деккерс, — сердится, когда его увольняют с работы, и гордится своей машиной. Это кто-то, кто может открыть рот, когда другие взрослые говорят. Если кто-то нас спросит, мы не оспорим, что малыши — тоже люди из плоти и крови. Но есть нечто странное в их виде, что не позволяет нам с первого взгляда увидеть в них представителя нашего типа, не говоря уже о том, чтобы относиться к ним как к взрослым. Почему?

— У нас нет такой памяти, которая бы позволила нам помнить, что мы чувствовали ребенком, — говорит профессор варшавской педагогической академии Эдита Грушчик-Кольчинська. — Ребенок имеет вид маленького человека, поэтому взрослые наделяют ее своим образом мышления, своим видением мира. Они так поступают, потому что никак не могут вспомнить, как они думали, понимали, когда им было столько лет, сколько их малышу. Необходимо проводить серьезные исследования, чтобы понять, как ребенок воспринимает мир. Хотя каждый из нас был ребенком и смотрел на мир детскими глазами. Только очень умный человек, который знает, что у ребенка не может быть таких знаний, опыта и эмоций, как у нее, может приблизиться к ее уровню. А как ведут себя люди, у которых этого понимания нет?

Есть две стратегии. Первая — отношение к ребенку как к маленькому взрослому. Вторая — инфантилизации и пренебрежение способностями и возможностями маленького человека. Я предлагаю остановиться на первой стратегии, потому что она нам четко покажет, чем дети отличаются от людей (взрослых).