Дети также люди?

— Методы, которыми я пользуюсь в воспитании детей, нравится нам это или нет, базируются на открытиях психологии животных. Когда-то на вечеринке, где присутствовали представители американского посольства, ко мне подошел один из чиновников. Он сказал, что смотрел «Суперняня» и ему очень понравилось, и попросил меня заняться дрессурой его собаки. На этом фоне лекарственное шутка о том, что педиатр — это тот же ветеринар, не так уж и шокирует. О причине такого «черного юмора» я спросила у доктора Матея Кубяк, на что он ответил: маленький пациент, как и животные, не в состоянии рассказать, что у него болит.

Медицина подтверждает, что дети и взрослые — это разные категории живых существ. Врачи-терапевты относятся к детям с определенной осторожностью. Это результат того, что они могут неадекватно реагировать на многие лекарства и признаки заболевания у них могут быть нетипичными. Например, обычная инфекция горла не ограничивается только горлом, она касается всего организма, поэтому появляются расстройство желудка, рвота и т.д. Дети физиологически не является маленькой копией взрослого. Это результат того, что иммунная система ребенка еще слабая. Сопротивляемость его организма иная, как и гормональный фон, метаболизм, поэтому у детей нормальной бывает такая температура, которая у взрослого может свидетельствовать о серьезном заболевания.

Проблема с лечением детей возникает в связи с тем, что на них из этических соображений, не проводятся клинические опыты. По этой причине не изучено действие ряда лекарств и неизвестные побочные эффекты.

Солнце светит для меня

Исследования мировоззрения детей удивляют взрослых. — Детский ум — это загадка для ученых, — говорит профессор Гружчик-Кольчинська. — Мы тщательно изучаем его. Одним из самых известных исследователей детского мышления был французский ученый Жан Пьяже. Благодаря ему мы знаем, как дети постигают мир. И это очень интересные представления. Солнце светит, чтобы мне было тепло; небо сердится, поэтому есть буря; цветы растут, чтобы было красиво.

Ученые не были бы учеными, если бы эти простые детские представления не переделали в замысловатые формулировки. Детское мышление характеризуют эгоцентризм, артефициолизм, анимизм. А теперь об этом проще. Во-первых, дети хотят рассматривать все со своей точки зрения — эгоцентризм. Они уверены: все, что их окружает, сделали люди, поэтому это можно отменить, как только им этого захочется, — артефициолизм. И, наконец, животные и растения чувствуют и мыслят, неживые объекты — одухотворенные: анимизм.