Дети также люди?

— Когда я исследовала мышление детей, то смотрела на них как на существ, которые развиваются примерно так, как и я, но на каждом этапе развития отличаются от меня и моего образа мышления. Относиться к ребенку серьезно — не значит относиться к ней как к взрослому. Наоборот, надо смотреть на мир его глазами. Нужно серьезно относиться к вопросам детей, принимать их сомнения как природные, а не сравнивать со своими. Наша задача — помочь ребенку перейти на следующий этап развития, но в ее темпе, используя ее возможности. Не стоит удивляться, когда ребенок делает что-то не так, например, рисует фиолетовое листья в пять лет. Взрослый не понимает, почему ребенок не может зашнуровать ботинки. Ведь это так просто. Но если малыш этого не может сделать, значит — не так уж и просто. Критикуя ребенка, мы занижаем его самооценку. Взрослые ожидают, что малыш, когда у него есть определенное задание, пройдет тот самый интеллектуальный алгоритм, который прошел бы взрослый.

Например, ребенка просят вычесть из пяти рыбин два. Ей наглядно демонстрируют пять рыбин, а затем три целых и два скелета. Кто съел две рыбины, подсказывают взрослые. Не понимая, что дети так не мыслят. Для них два скелета — это то, чего нельзя ни отнимать, ни умножать. Малыш мыслит другими категориями. Странно?

Снимем же наши взрослые очки. Ребенок — это не маленький взрослый. А кто же? Человеческая личинка? Личинка, которая превратится в человека. Мы очень часто относимся к детям пренебрежительно, говоря: ребенок очень мало знает о мире взрослых. Может, наконец, признаем, что это взаимно. А жаль, потому что это стоимостные знания. Потому что благодаря этим знаниям можно вырастить из наших детей значительно лучших взрослых.