Пасха в Карпатах

Яйцо-райце докатилось до XXI века. Интересно, что археологи находят следы писанкарства практически по всей Украине и не только. Например, исследователь-этнограф Степан Килимник, находясь в научной экспедиции в Армении, обследовал развалины дворца персидского царя Сасанидов II (на территории старого Еревана. Он нашел фрагменты украинских орнаментов — каракули, безконечникы, крестики и разные солярные знаки, которые, видимо, персы переняли от скифов. В Тальянц, что на Черкасщине, в урочище Триполье еще более ста лет назад, проводя раскопки, археолог Викентий Хвойка обнаружил следы писанок и пасхальных яиц. Это 5000 лет до нашей эры!

Во всей Западной Украине — на Буковине, Волыни, Галиции, Закарпатье — народное искусство никогда не ограничивалось узким кругом вещей практического назначения. Значительную роль сыграли в нем и предметы декоративные. К такому виду искусства принадлежит Писанкова роспись — своеобразный миниатюрный народная живопись.

Не секрет, что именно этот регион, в частности, Гуцульщина и Бойковщина, а еще Покутья, является признанным центром украинского писанкарства, которое здесь, в отличие от других регионов, никогда не замирала. Именно на Прикарпатье сейчас живет и творит больше высококлассных писанкарей, широко известных мастеров этого незаурядного вида народного искусства. На весь мир известны такие авторитетные школы писанкарства, как космацкая, Вижницкий, шешорские, розтоцька, чорнопотоцька, великобичкивська и другие.

Писанка, за гуцульским поверью, — это символ весны, солнца, возвращение природы к жизни. Еще и поныне в каждой гуцульском доме можно увидеть над дверью три писанки — пасхальную, вербное (Шутков) и третий — в грабельки. Первая — с крестом — ограждает дом от зла, вербное — дает здоровье, а в грабельки — выгребает несчастье.
Писанкарське народное искусство сегодня переживает ренессанс: пысачком берут и взрослые, и дети.