Собираемся в детский сад

Собираемся в детский садНачало осени — время «перемен» для большинства детей. Немало малышей в этом году впервые узнают о детском саде. Кто-то уже пошел в садик сначала сентября, кто только собирается с середины осени. Вступление в детский сад — довольно резкое изменение в жизни ребенка. Сегодня мы поговорим, с какими трудностями могут столкнуться мамы и папы в начале посещения детского сада. Как с ними справиться и как помочь малышу адаптироваться к новой для него среды.

Специалисты не зря ввели такое понятие, как адаптация. Это приспособление или привыкания организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении и др. Каждый ребенок привыкает к садику по-своему. Психологи заметили, что период адаптации к детскому саду длится от двух недель до полугода.


В начале малыша может пугать новая необычная обстановка, новый режим дня, социальный фактор (отсутствие рядом мамы, большое количество детей, среди которых надо выбрать себе друга, незнакомые взрослые). Привыкание к новым условиям у всех детей протекает по-разному. Один малыш может капризничать, быть более возбудимым, ранимым, уязвимым, плаксивым — так у него проявляется стресс. В других детей стрессовые реакции могут не найти «выхода». Ребенок вроде бы внешне спокойная, при этом она все переживания и эмоции держит внутри себя, неохотно идет на контакт. Родителям иногда трудно выяснить что-либо у ребенка, ведь порой маленькие дети сами не могут определить, что им не нравится. Взрослые должны понять по поведению малыша, чувствует ли он себя комфортно вне дома, в саду, не чувствует напряженности, не устает физически и эмоционально.

Если психологический дискомфорт накладывается на неблагоприятный фон (перенесено повышение внутричерепного давления, перинатальное поражение центральной нервной системы), то в дальнейшем это может привести к сбою в работе нервной системы, возможно развитие невроза. Чтобы этого не допустить, необходимо предварительно проконсультироваться у невролога и детского психолога. При необходимости можно сократить пребывание ребенка в детском саду.

Возраст для детского сада.

В нашей стране детские врачи и психологи считают, что в 2 — 3 года дети уже готовы к посещению детского сада. Отчасти это связано с тем, что дети более раннего возраста в саду часто болеют, причем нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 10 — 15 малышей, которые еще не умеют самостоятельно пользоваться ложкой, одеваться и др. Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчива она к инфекциям.

Кроме того, доказано, что именно в 2 — 3 года увеличиваются выносливость клеток коры головного мозга и способность к концентрации нервного возбуждения. Поэтому малыш в этом возрасте уже может дольше сосредоточиваться на чем-то одном (задании или игре) и меньше устает, готов быть бодрым и активным все 6 — 7 часов до и после дневного сна. Причем у него уже есть потребность и возможность посвятить это время общению не только с родителями, но и с другими взрослыми или детьми.