Игрушка как отражение ментальности

Игрушка как отражение ментальностиЧем играют наши дети? Какими должны быть их игрушки? Где игрушки покупать?

Вряд ли родители серьезно озабочены этими проблемами. Малышам игрушки покупают, конечно, на свой вкус. Для старшеньких — которые они сами выберут, лишь бы не наносили лишних хлопот.

Но это все вопросы не простые, и ответы на них чрезвычайно важны.

Во времена перехода к рынку украинская игрушечная индустрия обветшала, чтобы не сказать исчезла, поскольку дотувалася из бюджета. Исчезла и советская игрушка, которая имела две непременных черты — позитивное воспитательное влияние и дешевизну. Старые субъекты производства игрушек, при всей любви к своему делу, не могли удержаться в новом экономическом пространстве. А нынешние предприниматели ею не интересовались, поскольку это не тот бизнес, который мог бы дать мгновенное обращение денег и безумные прибыли.

Дети, как и раньше, рождались, хотели играться и видеть в игрушках своих друзей.


И родители шли по игрушки. В магазин — там ужасно дорогие западного производства куклы-красотки, конструкторы и всякие приборы с автоматическим управлением. На базар — чужеземные персонажи и атрибуты ужасных мультиков, неестественные «барби» восточного ассортимента, однако абсолютно доступной цены. Большинство родителей 90-х и не задумывалось, где покупать, поскольку главным вопросом оставалось, как выжить. Сейчас уже является привычным покупать вещи на базаре, да и доходы рядового украинского не побуждают к другому. Так и случилось, что в нежных ручках наших деточек оказывается продукция некачественная, без намека на вкус, скорее аморальна, чем такая, которая воспитывает — игрушка, не выдерживает никакой критики. Еще бы! Она и не поддается никакой критике, хотя и должна была бы.

Весь товар завозится в Украину, в том числе и игрушка, должно сертифицироваться. Разве могла бы получить сертификат соответствия игрушка физически и химически вредная — с резким запахом, сырьем и краской, содержащие ядовитые вещества, с острыми краями и облоя (остатками сырья на стыках формы), которая ломается, только попав в руки ребенка? Конечно, нет. Поэтому, обходя все препятствия, без всякого сертификата продается на лотке — и за очень дешево.

К этому надо еще добавить, что все в большей мере для наших детей развлечением становится просмотр низкопробных мультфильмов, «страшилок», рекламы. Намеренно искаженные, неэтичные и неэстетичные герои и их отношения с этих лент становятся прообразами игрушек, перетекают в детские игры.

Проблема, которая возникает в описанной ситуации, объяснил психолог Сергей Болтивец, заместитель директора Института психологии Академии педагогических наук Украины. Игрушка любого народа всегда отражала «я-образ» этнической идентичности человека. Она олицетворяла в себе совокупность черт этнического идеала, то есть содержала лучшие черты, которые должны сформироваться в течение взросления ребенка, или предостерегала от опасности (вроде игрушки, в которых воплощены образы животных, что является отражением архетипов, которые остаются в подсознании каждого человека и каждого народа , необходимых для выживания ( «хитрая лиса», «разбойник-волк», «заяц-трус»). Каждый ребенок, играя с игрушками, предварительно переживает сложные ситуации, которые вероятно произойдут с ней в будущем.