Игрушка как отражение ментальности

Идеалы каждого этноса различаются, так же отличные и опасности, которых нужно избегать. Поскольку неодинаковые опыт и психофизиологическая построение «я-образа» разных этносов, то невозможно и передать определенный опыт между этносами на психологическом уровне (об этом свидетельствуют исследования мировой психологической сообщества). Соответствие «я-образа» собственной этнической идентичности не осознается, но действует как социально-психологическая закономерность.

Если перевести все это на образный язык, то получится следующее. Дать ребенку для игры неадекватный образ собственного «я», это значит пускать ее (т.е. ее развитие) не по шоссе, а кустарниками и болотами, из которых она сама должна найти выход. Большинство из такой ловушки самостоятельно не выберется, лишь единицы. В результате самостоятельных поисков перенапружуються защитные психологические механизмы ребенка, а это опасно для ее развития: сохраняется инфантильность, возникают неврозы и неврозоподобные пограничные состояния. С другой стороны, накопление Психотравмирующие потенциала приводит к тому, что ребенок вырастает такой, что ею легко манипулировать. Это лучший способ вырастить янычар, рабов, людей, имеющих короткую продолжительность жизни и используются как рабочая сила.

Иллюстрирует рассуждения яркий пример народной яворивской игрушки, который привел научный сотрудник музея, докторант Института педагогики Академии педагогических наук Украины Владимир Тименко. Игрушки с Яворова протяжении веков имели одни и те же формы и декоративные мотивы, которые наслидувалися мастерами. И не потому, что в ее создателей не хватало фантазии — в этих игрушках закодировано информацию, которая положительно влияет на их потребителя — ребенка. Игрушка Яворовский умельцев выстроена таким образом, чтобы ее конструкция, материал, декор способствовали развитию ребенка. Например, резьба по дереву несет информацию для визуального восприятия, обеспечивает развитие через прикосновение пальцев. Подвижность изделия вызывает физические усилия и динамику в игре, развивает воображение. Все вместе дает импульсы для умственного роста. Синтез умственного, эмоционального, волевого, деятельностного компонентов в Яворовский игрушке как раз и обеспечивал целостность в человеке, ее исцеление, «строення».