Свободные от чад

Свободные от чадИх не вдохновляют билборды с призывами «Нас должно быть 52 миллиона. Кохаймося », не пугают шестипалые младенцы, спрашивают с плакатов -« Мама! Почему я урод? », И они точно не примут участие в конкурсе фотографий, которые пропагандируют грудное кормление, под названием« Самая вкусная сися-2008 »(без шуток, есть такой, проводится и активно рекламируется в нашей прессе неким центром развития семьи «Калейдоскоп»). С другой стороны, их не увидишь в толпе возле сберкассы в дни выплаты детских пособий, потому что они — убежденные чайлдфри, то есть люди, не имеющие детей сейчас и сознательно отказались иметь когда-либо в будущем.

О них с недавних пор заговорили СМИ, и — будьте уверены, скоро в русскоязычном информпространстве заговорят еще больше, потому чайлдфри объявила себя самая известная в этом же пространстве «девушка из телевизора» Ксения Собчак. Ну а поскольку украинские медиа, к сожалению, часто отстают в освещении современных общественных тенденций, то самое время и нам заинтересоваться вопросом.


Для начала: чайлдфри (от английского «свобода от детей») не следует путать с вынужденно бездетными (по новой моде именуемые «чайлдлесс»), которые детей и хотели бы завести, и состояние здоровья не позволяет. (Кстати, таких в Украине около миллиона пар, или 15% всех супружеских пар, но государство почему-то не спешит им на помощь, предпочитая стимулировать деньгами только тех, кто рожает без особых проблем, и, как правило, не слишком «заморачивается» дальнейшей судьбой своих чад. Бесплодные же мамы и папы, зачастую просто нет денег на лечение, при этом вынуждены в лучшем случае довольствоваться детьми из детдомов. Впрочем, примитивная демографическая политика нашей власти — это отдельная тема.)

Наши же герои, которых еще обозначают просто как ЧФ, детей завести могут, но не делать этого принципиально. Такие люди в обществе были всегда, но в малом количестве. Никто и не подумал бы относить их к какой-то отдельной социальной группы, если бы они сами не стали такой группой в конце прошлого века, когда в мире стали активно множиться различные организации, движения и социальные сети. Как пишут практически все ресурсы, посвященные чайлдфри, в 1992 году в американской Калифорнии, родине многих прогрессивных движений, школьная учительница Лесли Лафайет создает общественную сеть ChildFree Network (CFN), что уже вскоре насчитывала 33 отделения с 5 тыс. участниками по всей стране. (Впрочем, есть информация, что история явления глубже, и отсчет нужно вести с 1970-х годов, когда в США существовала Национальная организация для не-родителей)

Значительно позже, в 2004-м, сообщество чайлдфри появляется в России, создав в всемирном «Живом журнале» страницу своего сетевого сообщества. Отдельного украинского сегмента пока, насколько известно автору, нет, и наши соотечественники тусуются на странице страны-соседки.

Между американскими и российскими (а с ними и украинскими, и даже редкими белорусскими) добровольно бездетными есть одно существенное отличие. Она в том, что наши ЧФ категорически и неоднократно заявляют любопытствующим: они НЕ движение, НЕ организация, НЕ политический проект и т.п. У них нет никакого желания принимать участие в уличных акциях, выборах, расклеивать или рисовать на заборах свою агитацию и символику, которой у наших ЧФ тоже нет. И главная причина, по которой наши сознательно бездетных своего сообщества (или комьюнити), такова: в среде (пусть и виртуальной) своих единомышленников они могут обмениваться практическими советами (например, по методам надежной контрацепции), но главное — свободно пожаловаться на постоянную дискриминацию и психологическое давление общества.