Дети «индиго» как феномен современного общества

Дети "индиго" как феномен современного обществаОдной из причин кризиса современного образования является появление в нашей жизни детей, поведение которых коренным образом отличается от стандартизированной, принятой в педагогике типовой поведения ребенка-дошкольника или первоклассника. Проблема взаимоотношений ребенка и таких социальных институтов, как дошкольное учебное заведение или начальная школа, является настолько важной, что решение ее может стать краеугольным камнем в построении новой системы образования. Однако для этого необходимо выяснить, какие личностные черты характеризуют современных детей и на каких принципах должна строиться учебная взаимодействие взрослого с малышом.

В педагогическом обращения недавно появился новый термин: «дети-индиго». В украинской педагогической науке он широко не используется. Хотя на западе ряд ученых в области психологии, педагогики, философии и искусства серьезно рассматривают проблему взаимодействия с детьми-индиго на разных уровнях: бытового общения, обучения, развития творческих способностей и т.п.

Итак современные нестандартные дети, или дети-индиго, как их назвали Н. Тэпп, Л. Кэролл, Дж.Тоубер, это дети, которых прежде всего характеризуют следующие черты:


• гиперактивность (они все время находятся в движении, стояния в очереди или строя для них проблема, равно как спокойное сидение во время занятий или приготовления уроков);

• высокий уровень интеллекта, нестандартность мышления (они часто находят лучший путь решения поставленной задачи или практической ситуации);

• развитая интуиция, остро чувствуют фальшь;

• уверенность в себе, вера в собственные возможности (как следствие — полное отсутствие страха);

• чувство собственного достоинства (самоуважение для них не просто чувство, это условие нормального развития)

• высокий уровень самооценки;

• самостоятельность;

• эмоциональная неуравновешенность;

• неприятие авторитета взрослых, если он не подкреплен практическими действиями и тщательном отношением взрослого к ребенку;

• получают знания эмпирическим путем, плохо реагируют на пассивное обучения и зубрежки (многократное повторение) материала.

Если попытаться сравнить современного ребенка-дошкольника и ребенка шестидесятых годов ХХ века, то очевидно педагоги со значительным опытом работы или родители, уже имеющие взрослых детей и маленьких внуков, могут констатировать что:

— Оставить дома современного малыша, даже на короткий срок, невозможно, в то время как когда такая практика была часто используемые в быту; ребенок обязательно будет искать себе забавлянки вне круга доступных игрушек, стремясь заменить их бытовой техникой, посудой, химическими жидкостями и т.д. В лучшем случае она взыщет со стены ковер и разрисует стены, прибьет гвоздями ковер, лежащий на полу (к тому же так аккуратно, что о том, что ковер прибит вы узнаете только тогда, когда захотите снять его и почистить);