Дети «индиго» как феномен современного общества

При подготовке в высших учебных заведениях будущих воспитателей к работе с детьми, мы указываем на то, что суровая регламентированность со стороны взрослого всей деятельности ребенка может привести к возникновению серьезных проблем ребенка в школе. Ведь при таких условиях ограничивается и подавляется самостоятельность, то есть именно то качество, которое необходимо школьнику, возникают проблемы с развитием чувства ответственности. Задача педагогов и родителей детей заключается в обеспечении условий, способствующих формированию умений ребенка произвольно регулировать собственное поведение в соответствии с личными и социальными потребностями. В условиях подчинения и регламентации свободного времени ребенка необоснованным желанием и амбициями взрослых, пошаговом руководстве всех видов деятельности дошкольника такие умения развиться не смогут.

Прежде всего, ребенку необходимо предоставить возможность как можно чаще действовать самостоятельно. Осуществляя опосредованное влияние на мотивационную и волевую сферу дошкольника, воспитатель способен сформировать у него основы целостной системы знаний об окружающем мире во всем богатстве взаимосвязей и зависимостей. При этом, учитывая возраст и характер мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно-образное), целесообразно использовать для обучения повседневные реальные ситуации, игру, сказку, а не организовывать обучение в виде школьных уроков.

Практика общения с современными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что как только родительская сила и общественная раздражительность перестают подавлять их, они делают шаг вперед в своем развитии. Помня о том, что именно эти дети будут творить будущее человечества, очевидно следует позаботиться о возможностях можно большего гуманизации их взаимоотношений с окружающим миром, формирование доверия к нему на основе чувства защищенности, которое может дать только родительская любовь и взаимопонимание. Во многом современные дети мудрее нас. Они имеют свою миссию в этом мире и мы должны предоставить им все возможности для самореализации. По сути в душе каждого человека присутствует цвет индиго — цвет познания и творчества. Различным является лишь степень его насыщенности. Если у кого из тех, кто прочитает данную статью, возникнет мысль о том, что дети-индиго это просто обычные дети, то предлагаем задуматься над вопросом: не кажется ли Вам, что словосочетание «обычный ребенок» такое же загадочное как «обыкновенное чудо» ?

Беленький Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии НПУ им. М. П. Драгоманова, специалист Института развития интеллекта ребенка. Работает на ниве дошкольного образования более двадцати лет.