История праздника

12В течение трех первых веков христиане не имели отдельного праздника Христова Рождества. Впервые Рождество начали праздновать лишь в IV в, когда уже были установлены праздника Пасхальные, Троице и Епифании — Богоявление. На востоке Рождество долгое время праздновалось вместе с праздником Богоявления 6 января. Этот праздник объединяло в себе и Христово Рождество и Крещение Иисуса в реке Иордане. Греческое слово «Епифания» или «теофания», что означает «Зьявлиння» или «Богоявление», в первых веках христианства означало не только появление Иисуса Христа при его крещении, но и его появление на земле, то есть его рождения. Это верно в отношении Сирии и Иерусалима, но даже и в Галлии еще в 361 г. Рождество праздновали, как и на Востоке, 6 января.

В первые века некоторые Церкви, а прежде всего Западная, с признаком Богоявления связывали не только Христово Рождество и его Крещения, но и поклонение волхвов, чудо в Кане Галилейской, чудесный умножения хлебов, а иногда даже и воскресения Лазаря, потому что все те события — это свидетели Богоявления — появления Бога на земле. И как раз празднования большего числа событий из жизни Иисуса Христа вместе с признаками Богоявления было одной из главных причин, по которой Западная Церковь первого отделила Христово Рождество от Богоявления и начала праздновать его отдельно.


Решающую роль во внедрении отдельного праздника Рождества Христова сыграли три Отцы Восточной Церкви: святой Василий Великий, святой Григорий Богослов и святой Иоанн Златоуст. Впервые Рождество праздновали отдельно 25 декабря в Риме, видимо, от 353 г., потому что из речи папы Либерия 352 г. легко сделать вывод о том, что в том году Рождество праздновалось вместе с Богоявлением, а в т. н. Хронографии Филокалюса с 354 г. между христианскими праздниками находится уже и Рождество 25 декабря. На Востоке, святой Василий Великий (V 379) был первым, кто начал праздновать Христово Рождество 25 декабря в Кападокии между 371 и 374 годами. Ему приписывают одну проповедь на Христово Рождество. Под его влиянием святой Григорий Богослов (V 390) внедряет этот праздник в Константинополе. В Иерусалиме взамен Рождество праздновалось вместе с Богоявлением вплоть до 634 г.

В VI в. святая Елена, мать императора Константина Великого, построила в Вифлееме храм в честь Христова Рождества. В кодексах императора Теодосия с 438 года и императора Юстинияна с 535 года содержится закон о всеобщем празднования праздника Христова Рождества.

Разногласия в праздновании Рождества между Восточной и Западной Церквами

О праздновании Богоявления и Рождества между Востоком и Западом долго не было согласия. Наконец, при конце IV в. эти два праздника уже отмечала вся христианская Церковь: Восток принял римский праздник Рождества, а Запад включил в свой церковный календарь праздник Богоявления. Но смысл, укладывающийся в те праздника был — и, в некотором роде, остался — разный: на Западе 25 декабря праздновали только день рождения Христа, на Востоке добавляли в него упоминание о приходе волхвов, посвящали Рождению Христа ночную службу, а поклонение волхвов день. Второе различие возникло о празднике Богоявления: в латинян главная точка этого праздника — приход волхвов или царей, у греков этот момент совершенно тогда не существует: греки вспоминают тогда крещения Христа в Иордане, а в латинской Церкви этот факт едва упоминается. Наконец, греческое Богоявления полностью поминает чудо в Каннах, что у латинян приходится тоже на этот день.