История праздника

История установления даты

Однако же дату этого великого события установлено недостаточно точно: Священное Писание не указывает ни дня, ни года, когда именно родился Христос, и было принято за год рождения 754 год от основания Рима, установленный в в XI от. Дионисий Малый. Но более поздние исследователи обнаружили, что и дата ошибочна: Христос родился на 5 или 6 лет раньше, между 748 и 749 годом римского летоисчисления, как на то указывают астрономические вирахункы, которые использовали, между прочим, также память о зать месяца, о которой говорят тогдашние историки. Неуверенность еще увеличивается, о дне рождения, который празднуется теперь 25 декабря по юлианскому календарю. Но почему выбран именно этот день, когда евангелисты не дают по этому никакого указания?

Обще принятая версия, что день 25 декабря был избран, как день поворота (будто рождения) Непобедимого Солнца (Диес Инвикта Солис), когда солнце начинало вновь набирать силу. И действительно потом отцы Церкви не раз указывали на символическое значение этого дня. Св. Иоанн Златоуст сказал: «Люди называют святой день Рождения Господа днем нового солнца …» И св. Августин: «Мы празднуем день 25 декабря не ради рождения солнца, а ради рождения того, кто солнце сотворил».

Дату 25 декабря была установлена не сразу. Климент Александрийский (150-б. 215) писал не без иронии о тех, что возлагают точную дату рождения Христа на 20 мая (или 20 апреля) 28 р. Августова управления, то есть на третий год нашего нынешнего летоисчисления. Сам он указывал на 17 ноября того же года, как на день рождения Иисуса Христа, но, к сожалению, не оставил никаких указаний на то, чем он эту дату обосновував.

Позже, день рождения Христа связывали с началом весны, который, по юлианскому календарю, приходился на 25 марта, так как на этот день, мол, приходилось рождения мира. Но уже в 221 г. Секстус Юлиус Африканус относил день рождения Христа на 25 декабря. Определение этой даты было сделано, видимо, на том основании, что сотворение мира, как упомянуто, начинали с 25 марта, и в этот же день приходилось Благовещение, а 9 месяцев позже должно было быть и Рождество.