«Мороз, Мороз, иди к нам кутью есть! ..»

1Вечер накануне Рождества в разных краях Украины называется по-разному: Сочельник, Канун, Вилия, Богатая кутья. Праздник этот семейный: весь род должен собраться за праздничным столом в этот вечер, чтобы в течение следующего года все держались вместе и жили дружно. В Украине христианские традиции рождественского празднования тесно переплетены с древними аграрными обычаями и обрядами. На праздничный период выносили из дома все, что напоминало о повседневной работе (ткацкий станок, прялки и другой хозяйственный инвентарь), ведь работать на протяжении всех святок (от 25 декабря по 6 января по старому стилю) считалось грехом. Обитель старательно убирала, убирали лучшими полотенцами, окна украшали витинанками с вышитой бумаги, перед иконами вешали фигурки голубей, к потолку подвешивали пауков — сплетенные из ржаной соломы геометрические конструкции. По народным преданиям, паук обснував мир, а также спас святое семейство, основав вход в пещеру, где от преследования царя Ирода скрывалась Дева Мария с младенцем Иисусом.


И вкусная кутья удастся

В течение 6 января старались придерживаться строгого поста — ничего не ели, аж пока не сойдет на небе первая звезда, которая сообщала о великое чудо — рождение Сына Божия. На Сочельник обязательно готовили кутью — обрядовое блюдо из цельных злаковых зерен. В Украине чаще готовят кутью из пшеничных зерен, которые перед приготовлением намачивают, толкут в ступе, заправляют медом, маком, орехами и изюмом. На Полесье постную кутью из ячменя заправляют маслом. Кутью полагалось готовить в новом горшке. Вытащив кутью из печи, хозяйка смотрела на крышку: если она мокрая, то будет урожай на зерновые, если удастся кутья да еще и обладает хорошим вершок — это предвещало богатый урожай и состояние в семье. Вершок снимали и отдавали курам, чтобы они хорошо неслись.

Горшок несла на угол хозяйка или меньше в семье ребенок, надев рукавицы, в которые прежде клали деньги, чтобы они водились в семье в течение года. Нести кутью голыми руками строго запрещалось — весь год будешь в нужде, «голым». В красном углу расстилало сенцо или обжиночный венок, на который ставили горшок с кутьей, сверху накрывали его кнышом или горбушку хлеба с щепоткой соли, рядом еще составляли кувшин с узваром, приговаривая «Несу кутью в красном углу, с красном углу — на стол, чтобы был у нас и хлеба, и сена большой стог »(Народичский р-н Житомирской обл.) Под образами хозяин устанавливал Дидуха — ржаной или пшеничный сноп, который в последнее собрали на поле и зерном из которого будут начинать новое сев. На Холмщине и Подляшье его называли еще Дедом или Колядой, а на Волыни составляли его из колосьев всех зерновых (ржи, пшеницы, ячменя, овса), опоясывали красным поясом. Само название снопа указывает на его связь с культом предков и древними аграрными ритуалами. Пока кутью несли на угол, дети залезали под стол и квохталы, чтобы было много кур, блеяли, блеяли, мычали и хрюкала, чтобы велись козы, овцы, коровы и свиньи. Если семья имела пасеку или борту, то малыши «дзискала», следуя гудение пчел, а хозяин тряс полотенца-божницы, украшавшей образы, «чтобы рой садился».