«Мороз, Мороз, иди к нам кутью есть! ..»

В колядках рядом с хозяином за плугом ходит Иисус Христос, Божья Матерь приносит ему в поле обед, святые Илья, Николай, Дмитрий помогают собирать урожай. Подобные тексты базировались на безграничной вере в произнесенное доброе слово во время рождественско-новогодних праздников.

Колядников одаривают. В Донецкой области — в селах Славянского, Краснолиманского и Артемовского районов — на сегодняшний день сохраняется обычай дарить колядников ритуальным печеньем в виде кукол, лошадок, звезд, ирисов, крестов, которые имеют местные названия «дама», «куклы», «куклы», «голуби». Подобное традиционное печенье еще недавно выпекали на всей территории Украины. Приятно отметить, что сегодня в некоторых частных пекарнях Киева по старым формам выпекают к Рождеству вкусные пряники с медом. На Гуцульщине, прощаясь с хозяевами, пели «благодарность столовые». Если хозяин держал пчелы, во дворе колядники исполняли танец «Круглик»: участники, взявшись за руки, образовали круг, внутрь которого составляли шапки и бартки и при этом припевали, имитируя гудение пчел: «Мы здесь ели, мы здесь пили, жебы пчелы Вам роилы …». Особыми является «плясанкы» — песни на танец, который исполнялся на подворье, в доме после колядования перед хозяином, его женой, сыном, дочерью. В «плясанках» в шутливой форме требуется вознаграждение и угощение, а за отказ обещаются всевозможные кары. Танцуют колядники по порядку, с вызовами в руках.

Отдельно Колядные группы водили селом девушки, люди пожилого возраста, пели преимущественно церковные коляды и собирали деньги на храм. На Гуцульщине, в городке Верховина, на собранные в течение многих лет деньги от колядования была построена новая церковь, или ненайбильшу деревянную церковь в этом крае.