Расскажи мне сказку

17Почему сказка — одно из любимых занятий всех детей? Почему твой ребенок просит читать сказку каждый день? А то и не одну. Или просит читать одну и ту же, но много раз?

Сказка — удивительное явление в человеческой жизни. И крайне необходимо. Иначе она не выжила бы на протяжении сотен и сотен веков — ведь природа достаточно быстро убирает все лишнее — то, что мешает развитию всего человечества в целом. А сказка, зародившаяся тогда, когда род человеческий как только осознал себя и научился говорить, жива до сих пор!

Историки утверждают это абсолютно уверенно и даже категорически: множество старинных сказок, сначала передавались из поколения в поколение в устной форме, были записаны много позже, но язык и «внутренние атрибуты» ясно указывают на дату их создания.

Волшебный инструмент

С «взрослой колокольни» то, что сказка выжила в течение стольких тысячелетий, может казаться странным. Но если попытаться разобраться, то окажется, что ничего удивительного как раз и нет. Потому что сказка — это не просто развлечение для капризного (или послушного) ребенка, сказка — многопрофильный инструмент, который подарила человечеству сама природа.


Не так важно — расскажешь ты маленькую сказочку на ночь, или часть большой. Для ребенка ценен тот факт, что сказка «происходит». И заканчивай волшебную историю на «самом интересном».

Во-первых, это волшебное орудие для ребенка, с помощью которого она изучает реальный мир. Во-вторых, это один из самых действенных инструментов для родителей: с помощью сказок можно достаточно легко и быстро решить много сложных воспитательных моментов. И, конечно, сказка объединяет, даря прекрасную общий язык для взрослого и ребенка, которые не по своему желанию, а из-за разницы в возрасте говорят на разных языках.

Без нотаций!

Любая сказка поучительна, но вместе с тем она не навязывает схему поведения, что очень важно для ребенка. Взрослый рассказал сказку о проказника Колобка, а ребенок получил сведения о том, как важно слушаться, не бежать из дома и не очень доверять посторонним. И никто никому не читал нотаций. А только сказочку.

Все правильно!

Между прочим, сказки содержат ВСЕ схемы правильного поведения и правильного выбора — на ВСЕ случаи жизни. Исследователи, изучавшие тысячу сказок разных времен и народов, особенно подчеркивают это. Сказка поможет разобраться в том, что есть правда, а что ложь, что такое добро, а что зло, как действовать, если ты оказался в, казалось бы, безвыходной ситуации?

В этом сказка подобна игре, с помощью которой ребенок учится жить в этом мире. Разница в том, что сказка обращает внимание на внутренний, духовный мир. Ушел Котигорошко выручать братьев — а как еще можно сделать? Плела сестра, обжигая руки, для братьев-лебедей рубашки из крапивы — та же она им сестра! Пожертвовала Русалочка лучшим, что у нее было — своим голосом, но ради любви!

Помоги, сказочки!

В психотерапии, особенно детской, с успехом применяется метод сказкотерапии. Но психотерапевты уточняют: сказки — это одно, а сказкотерапия — совсем другое. Обычные сказки могут служить тренировкой, иллюстрацией, моделью, профилактикой — для многих детей (и взрослых). Сказки, применяемые в психотерапевтической работе, сугубо индивидуальны. Их сложно записать, постороннему они могут показаться невыразительными (потому что его не интересует эта проблема).