Рождество в Украине

14В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка. Обязательно с поры жатвы бережно хранили обжиночный Рай-Дидуха (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.) и отбирали мягкое душистое сено. К праздникам по хозяйству завершали практически всю важную работу от благоустройства дома, дворе и хозяйственных постройках к ремонту рабочего инвентаря (даже летнего: телеги, косы и т.п.) и ткачества полотна и выделки кож.

Обычно к праздникам хозяйки тщательно убирали в домах, отбеливали проживания и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстираны скатерти, рядная и полотенца. Обязательно пытались справить обновку (новая одежда) для всех членов семьи и купить нового посуды (макитры, горшки, кочерги и Макогон). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.


В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и малые и старые. Бабушки, деручы перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки тоже, готовясь к колядок, собирались вместе, изготовляли ритуальный наряд и костюмы и учились выполнять действия с вертепом и рождественской звездой. Также избирали своего главного атамана ( «березу»), побажальникив, казначея, михоноша и других исполнителей.

Накануне Рождества — 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду — кутью и вар. Для этого особым образом в печи накладывались дрова, которые нужно было зажигать «живым огнем» (потерев деревом о дерево, или огнивом), в поздней традиции уже пользовались спичками Для кутьи бралась заблаговременно истоптаны и вымоченная пшеница, а также «непочатая» — набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи «до света», а в печь сажали калачи и песни пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и назначали для духов-Лада, то есть душ умерших предков … Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.

Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, грецкие орехи, мак и изюм (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед — вечного счастья святых на Небе). Вар или компот готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).

Когда Божья еда и кныши уже на скамейке, то с первыми лучами солнца хозяин открывал дверь, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю сходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвадить злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечера. Тогда уж следовало внести в дом «Святки» Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик — три колоска, там уже стоял приготовленный Рай-Дидух и 12 вьязочок душистого сена. Все это кропили досхидною водой и, приговаривали молитву: «Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье. Пошлите еще лучше этого года!»