Щедрый вечер. Новый год

13Накануне Нового года (по старому стилю 13.01) в Украине отмечали Щедрый вечер. Этим самым завершался период «Святых вечеров», который проходил с 6 до 12 января, когда не следовало выполнять хозяйственную работу (кроме ухода за скотом. В течение этой недели люди устраивали праздничные застолья, ходили друг к другу в гости и обязательно пели колядки.

В день 13 января украинский начинали готовиться к новому циклу рождественско-новогодних праздников. Хозяин тщательно убирал все подворье, вычищал и хорошо кормил домашнюю живность, а хозяйка готовила все необходимое для щедрого ужина: праздничные блюда и чистую одежду для семьи. Люди считали, что в этот вечер с неба Щедрый бог, осматривает все хозяйство и входит в дом. Там его встречают духи предков и дух-Ладо, которые уже с Святого вечера находятся в доме (в Рай-Дидух, сене и соломе). Увидеть Щедрого бога может еще и домашняя живность, которая в это время обладает способностью рассказывать Богу о том, как хозяин ее удерживает и кормит. Тогда как Сочельник был благодарностью за прошлогодний урожай, то 13.01, устлана зерном и сеном пол, должна была символизировать Щедрому богу богатые хлебные нивы и луга, которые от него ожидать в Новом году.


Щедрую ужин 13.01 готовили преимущественно из скоромных блюд: жаркое, жареное мясо, колбасы, блины с салом, пироги, вареники с творогом. В некоторых местностях Украины, как и на Сочельник, на стол ставили тоже 12 блюд, варили вторую щедрую кутью, заправленную смальцем. На стол ставили кныши и калачи и зажигали одну или три свечи. Обязательным было приготовление блинов. В ходе чего хозяйки приговаривали: «Чтобы всем так росло в Новом году, как блины на дрижжах и, чтобы солнце хорошо грело нивы, как огонь печет блины». С наступлением сумерек, вся семья надевает чистое платье, застилает скатерти и полотенца, окуривают дом травой или ладоням и, прочитав молитву, начинают Щедру кутью. Хозяин садился за горкой с пирогов, чтобы его не было видно и приговаривал: «Чтобы и в дальнейшем вы меня так не видели» (т.е. из-за миски с большим количеством хлебной выпечки, что символизировало изобилие и щедрый урожай. Пирожки раздавали членам семьи, поднимали чарки за здоровье близких и родных и желали Царства небесного умершим (ибо еще бродили здесь души усопших, которые становились охранниками полей и полей, чтобы способствовать урожая и приплода.

В тот же вечер хозяин, взяв топор, перевясла и кутью, обходил домашних животных, пасеку и сад, благословляя свое хозяйство (обухом топора трижды ударял по деревьям и угрожал их срубить, если не будут плодоносить.

Девушки, как и на Андрея (13 декабря), собирались в кучи и проводили различные гадания и гадания (считали внесены полена или прутики в заборе, если четное число то на бракосочетание, бросали через дом сапог, тушили в проруби раскаленную головешку дров и т. п.).

Интересный обряд зафиксировали на Гуцульщине, где Новогодняя ночь считается праздником печи, которая круглый год «работает», а в ночь на 14.01 она идет танцевать и «отдается». И чтобы печи было удобно ее начисто вымазывали, никто на нее не садится и не ложится, а также кладут зерна «на свадебный каравай» и для коня, чтобы могла поехать в город.