Щедрый вечер. Новый год

Опытные хозяева замечали погоду: морозно и снежно — на здоровье людей и скота, на урожай хлеба, а тепло и без снега — наоборот. Звездное небо — хорошо будут нестись куры, бат грибы и горох. Густой иней — добрые зерновые и мед и т.п.

В ночь под Новый год хозяин или хозяйка в его шапке идут к открытого водоема, трижды Окунаю хлеб и вступают в сосуд воды. Дома прикладывают к голове всех домочадцев хлеб «на здоровье и величие», а в воду бросают серебряные монеты и утром ею умываются «на богатство».

Этот день (13.01) также называли Меланки или Маланки (по христианскому календарю Мелании — знатной римлянки V века, которая строила церкви, впоследствии стала монахиней и молитвами творила чудеса.) Этнологи утверждают, что Маланка — самое древнее украинское праздник, который имеет глубокие древние корни и достигает еще каменного века (неолита). Потому что на западноукраинских землях Маланка сопровождалась интересным театрализованным действом. Ватаги молодежи делились на военных персонажей ( «Старжи») и звероподобных ( «диганию»). Соответствующие маски изготавливались дома и передавались по наследству. Возглавляли мистерию Маланки лидеры — «калфы», а кульминацией была борьба «медведей» — самых сильных ребят каждого угла села. «Маланкой» был, как правило, переодетый девушкой парень. Эти персонажи, а среди них были еще и «звезда», «коза», «дед», «цыган», музыки, михоноша (все неженатые парни) создавали т.н. «живой вертеп» и обходили с щедривками каждый дом, желая хозяевам всяческих благ: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье». Щедривки, в отличие от колядок были преимущественно светскими песнопениями:

Щедрик, щедрик, щедривочка,
Прилетела ластивочка
Стала себе щебетать,
Хозяина вызвать:
— Выйди, выйди, хозяин,
Посмотри на загон.
Там овечки покатились,
И овечки родились.
В тебе товар весь хороший,
Будешь иметь мерку денег.
Хотя не деньги, то половая …
У тебя женщина черноброва.

В общем, обряды Щедрого вечера посвящались солнцу, а Коляда которая длилась 12 дней (7 — 19.01) была целостной обрядовой системой и именовалась Праздником рождения солнца. Считалось, что на Щедрый вечер «Щедрый Бог» — Солнце восходит к украинским жилищ и чтобы способствовать этому — а значит благосостояния и щедрости, проводилась указана мистерия праздника. Именно сезонность пор природы и аграрной деятельности людей проявлялась в ритуальном песни-пляски «козы», которую водил «дед». Символы «умирания» и «воскрешение», проявляющиеся в том, что «коза» падала, замирала, а потом оживала, танцевала и вибрикувала.