История елочной игрушки

Если снова углубиться в старину, то первоначально предки поклонялись духу леса, который жил в дереве. Чтобы умилостивить его, народы вешали на ветви деревьев дары (символы плодородия и солнца). Еще до принятия христианства славяне, например, развешивали плошки с горючим маслом на ветвях вишневого дерева. А у германских племен существовала уважение к елке как символа победы над смертью и средства для защиты домашнего очага от злых духов. Поскольку только елка остается в зимние холода зеленой, в странах северного полушария новогодним деревом выбрали именно ее. Зеленая и зеленая, но как быть с цветами яблонь и вишен и их плодами. И стали люди подвешивать на ветви «бесплодной» ели фрукты и игрушки, которые имитируют круглые плоды и огоньки — символы солнца.

В XIV веке начало года немцы перенесли на Рождество, однако обычай украшения елки перешел на этот праздник в ХVI в. Существует мнение, что впервые украсил рождественскую елку Мартин Лютер. Накануне Рождества 1500 года, он принес красавицу в дом, и, как напоминание о Вифлеемской звезде, зажег на елке свечи. Позже на верхушке ели стали размещать звезду, а свечей ставили ровно двенадцать — то ли по количеству месяцев в году, то по количеству апостолов. Наряду с яблоками, орехами, пряниками, печеньем на ветвях висели фигурки ангелов и пастухов. В XVII веке украшения рождественской елки, в основном, были съедобными. Летопись того времени свидетельствует, что украшали рождественское дерево не только сладостями, гирляндами из изюма, кренделей, но и бумажными розами и другими цветами.

В конце XVIII века в той же Германии появились первые стеклянные игрушки. Легенда связывает попытку создать искусственные подобия фрукта (стеклянные елочные шарики) с вполне конкретным годом, когда в стране не уродились яблоки, а следовательно вешать на елки было нечего. Чтобы в этих условиях не нарушать традицию, немцы нашли заменитель яблокам — их символы, кляня шара.

Первые елки в России появились в XVIII веке в домах петербургских немцев. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в середине XIX века праздничное дерево стало невероятно популярным. На рубеже XIX-XX веков елки начали украшать с определенным шиком. Любимыми и Многочисленные елочными украшениями течение многих лет были игрушки-асолоды — шишки и сосульки, зайчики и белочки, которые выпекали из песочного теста и обращали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Отечественные производители — местные кустари в небольших артелях тоже производили в то время елочные игрушки, однако только из бумаги, ткани, ваты, папье-маше. Особым украшением елок оставались маленькие свечи.

Первоначально в России продавались немецкие игрушки. Только после Первой мировой войны начали открываться местные предприятия, которые производили стеклянные шары. Но развития они не получили в связи с известными событиями.

Советская власть объявила елку вредным пережитком. День Рождества стал Днем индустриализации! Антирелигиозная кампания, которая развернулась в 1927 году, Рождество запретила, а потому и на елки ввели «табу». И только с середины 30-х годов прошлого века большевики решили, что ритуал украшения рождественского дерева можно трактовать как подготовку к новогоднему празднику без христианских «намеков». 28 декабря 1935 в газете «Правда» была опубликована статья П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». И долгожданное дерево вновь наполнило своим ароматом каждый городской дом. Праздник Нового года были реабилитированы, но при этом из него изъяли религиозные мотивы, а давней традиции предоставили одиозно-идеологического характера. Что не могло не сказаться и на елочных игрушках, где стала доминировать официозная атрибутика в виде звезд, серпов с молотами, ракет, дирижаблей с обязательной советской символикой.