«Белая тень — черный свет»

«Белая тень - черный свет» Так называется сборник авторских текстов и других документов, ее выпущено с предисловием п. Любомира Госейко к первой в мире ретроспективы фильмов Евгения Деслава (Е. Слабченко, 1899-1966) — выдающегося киноавангардиста, украинский по происхождению. Ретроспектива состоялась в 2004 году в Париже, в Центре Помпиду. Из книги, любезно присланной господином Л. Госейко, мы узнаем о более полную фильмографию Е. Деслава, всемирно известного прежде всего «Маршем машин», «Электрическими ночами» (1928) и «Монпарнас» (1929). В подборке текстов приведен авторский комментарий к «Роботов» (1930), показ которых сопровождался музыкой итальянского композитора-футуриста Руссоло, к «Мира на параде» (1931) и других фильмов, не все из которых сохранились. Особенно акцентируются эксперименты Е. Деслава с проекцией негативов (откуда и название сборника): от «Негатива» (1930) до «Изображений в негативе» (1955). Второй из этих фильмов сохранился, первое — нет; в подборке документов можем прочитать отзывы современников на него.

Не менее интересны и приведены Л. Госейко биографические сведения о Е.Деслава-Слабченко. С 1927 г. он является представителем ВУФКУ в Париже; с ним поддерживал тесную связь А. Довженко, который ценил «Негативы» как «найекспресивниший из коротких метров Деслава». «Марш машин» и «Электрические ночи» были показаны в Украине 1930 (а «Звенигору» и «Землю» — во Франции); того же (1930 -??) Года Е. Деслав, по некоторым данным, собирался, то ли даже начал, снимать в Украине полнометражный фильм «Человек и хлеб», темой искусственно организованного голода. Съемки, естественно, прекратились после сезона 1932-1933 годов, после чего оборвалась эта линия контакта между французским и украинским авангардами.