Боснийский «Золотой медведь»

От этого всего герой едва не сходит с ума. Ему кажется, что и он, и его любовница (которую он не любит, а хочет унизить таким образом ее мужа, своего коллегу), и все вокруг — в грязи и воняют дерьмом.

И тут в сюжете появляется момент, к которому многие из кинокритиков относится скептически. Вроде парню был знак от Божьей матери. Он понял, сколько плохого натворил. Люцек, как в лихорадке, начинает отдавать пострадавшим отобранные им вещи, а нужденнишим из них раздает деньги, правда, не свои, а те, что забрал у богача. Когда Люцека арестовывают коллеги за эти деньги как за взятку и он рассказывает, что отдал их людям, те отказываются от этого (так ненавидят его и с дармовыми деньгами расставаться не хочется). Только любимая сама вернула деньги, которые он оставил в ее почтовом ящике. Зрителю предлагается счастливый финал в будущем — возможно воскресение и спасение героя верой и любовью. Фильм получил почетную награду — премию Экуменического жюри.

Боснийский фильм «Грбавица» (район Сараево, где разворачивается сюжет фильма) Ясмилы Збанич (копродукции со студиями Вены, Германии и Хорватии) получил высшую награду «Берлинале» — «Золотого медведя» и премию Экуменического жюри.

Чем же так зацепил этот фильм членов жюри? Так, талантливо играет известная актриса Мирьяна Каранович (снималась у Э. Кустурицы и других, даже вместе с Софией Лорен в каком американском мини-сериале), и подросток Луна Мийович и другие. Сюжет же матери-одиночки, которая отдает все силы единственному ребенку, не нов. Драма людей, жизнь которых исковеркала война (героиня училась медицине, избранник — экономики, а сейчас они — прислуга)? Красивые лирические детали показа трепетного чувства между героями? Уже было.

Кажется, жюри задело изнасилование женщины и ее отношения с рожденным от этого нежелательной когда ребенком. Во время войны 1992 г. на боснийской территории в лагерях оказались тысячи женщин, которых изнасиловали солдаты-оккупанты. Эсма, преданная, любящая мать, никогда не рассказывала девочке о своей ужасной истории и говорила, что папа ее погиб за родину. Дочь-тинейджер дружит с парнем, у которого отец ее герой, погиб на фронте. Когда Сара узнает правду о своем отце, она в шоковом состоянии с пистолетом своего товарища в руке добивается правды у матери и обвиняет ее в том, что она всю жизнь ей лгала. Интеллигентная, глубоко травмирована женщина, причем именно перед этим цинично обиженная шефом, теряет власть над собой, в исступлении поднимает на ребенка руку, бьет ее и говорит грубую правду о ее отца-насильника … Потом у психолога Эсма в слезах расскажет, как не желала ни смотреть на родившегося ребенка, ни убирать ее. Когда начало прибывать молоко и ей принесли «такую маленькую и такую хорошенькую существо», ее сердце не выдержало, и она приняла свое дитя. Правду говоря, изнасилование женщин — это вечная тема. В частности, тема изнасилованиях немецких женщин советскими солдатами не раз поднималась в немецком обществе. (А один немецкий историк рассказывал, что на бывшей советской территории встречал людей, которые разыскивали своих немецких родителей, бывших немецких солдат.)