«Горбатая гора»: восхождение Энга Ли

За сценарную основу «Горбатая гора» имеет короткое одноименный рассказ лауреатки Пулитцеровской премии Энни Прул (Annie Proulx). Адаптация — дело рук также Пулитцеривскього лауреата Ларри Макматри и Дайаны Оссаны (последняя стала сопродюсером фильма). За публикацию «Горбатой горы» журнал «The New Yorker» получил Национальную премию 1997 года. А в 1998-м уже был готов сценарий, доля реализации которого достойна отдельного рассказа. Продюсеры-энтузиасты Джеймс Шамус и Дайана Оссана долго искали деньги, актеров и главное, режиссера (среди кандидатур был и Гас Ван Сент, автор незабываемого гомоеротичного фильма «Мой частный Айдахо»). Энг Ли признается, что впервые читал произведение Прул со слезами на глазах. Но к экранизации тогда, в 98-м, было еще далеко. Первые шаги Ли заставили личные, довольно драматические обстоятельства …

Продюсеры малобюджетной ленты не надеялись на то шквальный мировой резонанс. Принципиальным для успеха картины стал его показ на прошлогоднем Венецианском международном кинофестивале, где жюри под председательством «феллинивського» художник-постановщик Данте Феретти отдало ей «Золотого льва». Заметим, что сегодня удивить европейскую фестивальную публику еще одним политкорректным фильмом на гей-тематику невозможно. Только в течение последнего десятилетия это пытались сделать и Франсуа Озон, и Патрис Шеро, и Вонг Кар Вай, и Нагиса Ошима, и тот же Энг Ли. Режиссерам восточного происхождения «удивлять» удавалось достаточно успешно. Фильм «Счастливы вместе» Кар Вая получил приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, «Свадебный банкет» Ли — «Золотого медведя» на Берлинском. ( «У нас нет чувства греха, связанного с гомосексуальностью», — говорит Энг Ли о восточной культуре и восточных режиссеров). Гей-тематика и стилистика, которая стала «достоянием» прежде всего современного европейского авторского кино и «независимого» американского (собственно, арт-хауз), часто граничила или с невыносимо нудным морализаторством ( «они тоже люди»), либо с безапелляционной, на границе порнографии, эротикой. Мало кому удавалось, балансируя «на грани», не впасть в избыточную, пафосную, болезненную драматизацию или же в балаганный гротеск. В последнее время произошел своеобразный coming out, выход из элитарного подполья, о чем свидетельствуют «оскаровские» церемонии. (Первым актером, который получил «Оскар» за роль гея, был Уильям Херт за «Поцелуй женщины-паука», 1986 год).