«Горбатая гора»: восхождение Энга Ли

Это, в частности, родители и старшее поколение (работодатель, тесть). Обратите внимание на «случайную» фразу «Такие грешники, как мы, окажутся в аду», на христианские гимны, которые шутя поет Джек, на аскетический, бессловесный «приют скорби» — жилище набожных родителей Джека, на отказ Эннис по просьбе жены пойти в церкви, наконец, в память, что его отец (между прочим, жестокий убийца местного гомосексуалиста) был методистом.

Наконец, уже после первого сегмента фильма — спуска с горы и потери «языческой» рая — мы оказываемся непосредственно на церковной церемонии (венчания Эннис)! Это существенное, принципиальное, смысловая монтажная склейка. Так же, как и следующая, противоположная по сути послания: двойное празднование Рождества, что происходит в двух семьях и идет напрямую джеков «снятием» проститутки в мексиканском подворотне. Религия является тем неявным «над-элементом», предоставляющей определенной коннотации всем трем частям фильма, каждая из которых имеет свою кульминацию. (1-й сегмент ленты — «Горбатая гора», влюбленность, свобода — завязка;

2-й — город, семья, «неволя», преступные встречи, любовь — развитие, 3-й — смерть Джека, посещение родителей, трагическая любовь, финал). Таким образом, имеем совершенную композицию, в которой жизнь (любовь) связано с буйством природы, а смерть (потеря любви) — с бытовой, духовной и физической аскезой и старостью, которые олицетворяют родители Джека и их жилища.

Визуальная контрастность действует на бессознательном уровне, проявляется в противостоянии «горных» и «городских» кадров. Глубинная перспектива и пространственный континуум, что, кажется, выходит за рамки кадра как в вертикальном (гора, лес, деревья), так и в горизонтальном направлении (долина, тропа, углубляется в лесные чащи, плоскость озера, неба) — это первая часть фильма. Вторая — отсутствие перспективы в бытовых сценах, «стиснутисть», герметичность кадра. Бедные «обесцвеченные» квартиры, пустынные в пыли узкие улочки, где гуляет ветер, задымленные бары, рестораны, переполненные людьми. Эти визуальные оппозиции имеют прямую и ясную действие: отсутствие / наличие полноценного «собственного» жизненного пространства для героев. (Интересно, что палатка в фильме выступает определенным «ячейкой в ячейки», «центром» мироздания, интимной «территорией любви»).