Музыка для Андрюши, или Прелесть зла

Музыка для Андрюши, или Прелесть зла Творчество Киры Муратовой не менее чутко, чем барометр на изменения в атмосфере, откликается на нравственные изменения в обществе. Это и понятно, ведь человечество еще не придумало другого «прибора», который бы так точно реагировал на состояние морали, как творчество художника. В своей новой картине «Настройщик» Кира Муратова исследует именно это явление: легкость, с которой совершается зло, привлекательность зла, в данном случае — воровства.

Картина «Настройщик» вызывает определенные аллюзии с романом Достоевского «Преступление и наказание». Молодой человек, настройщик музыкальных инструментов, бедный, но с острой ежедневной потребностью денег, намечает себе жертву — богатую пожилую женщину, разрабатывает изящную комбинацию, как ее ограбить, и мастерски осуществляет это. С той разницей, что, во-первых, наказания за преступление здесь нет, т.е. нет мук совести или раскаяния, понесенные Раскольников.

Герой фильма поглощен самим процессом преступления, достижением поставленной цели, поэтому времени на душевные проблемы у него не остается. Во-вторых, в «Настройщике» обошлось без крови, Анна Сергеевна уцелела, хотя угроза ее жизни была весьма реальной. В манерной девицы, которую любит герой фильма и через чью постоянную потребность денег весь сыр-бор и заварился, был твердо намерен уничтожить Анну Сергеевну физически, и она без лишних сомнений подводила под это убийство теоретическую базу, трактуя вероятное убийство как расплату за ее многочисленные аборты, приплившы сюда «руку Бога». Надо сказать, что Андрей все-таки победил в поединке с дьявольским искушением. Впрочем, травма, нанесенная Анне Сергеевне героем фильма, достаточно серьезная и измеряется не только несколькими тысячами долларов, которые он в нее выдурил. Уничтожена ее вера в людей, вместо этого пришлось поверить в то, что самая приятная человек является подлой и коварной. Здесь моральное убийство равноценно уничтожению физическом.