Музыка для Андрюши, или Прелесть зла

В этом фильме нас новая Киру Муратову. Новизна в самой качества фильма, в художественном исполнении вечного сюжета продажи души дьяволу. Новым является и то, что Кира Муратова сделала шаг навстречу зрителю. В отличие от предыдущих фильмов, здесь есть сюжет. И хотя строится он не линейно, а достаточно витиевато, именно он диктует последовательность событий, таких похожих на правду, что любые слова, необходимые для его комментирование, теряют силу. А для точно воплощение сюжета Кира Муратова, которая уже много лет работает со своим коллективом (соавтор сценария Голубков, художник Четвертков, оператор Карюк) и работает преимущественно с непрофессиональными исполнителями, на этот раз обратилась к блестящим актеров — Аллы Демидовой и Нины Руслановой. Трудно поверить, что это та самая Нина Русланова, которая 1967 сыграла Надю в ее «Коротких встречах». Но веришь, потому что сегодняшняя ее героиня — медсестра Люба — словно продолжила линию тогдашней: потребность любви, потребность выйти замуж, найти близкого человека. Это та же героиня, только с опытом — уже много раз «обжигалась», но ее жизнь ничему не научила, она бесконечно доверчива. В жизни Люба чего же добилась, мы видим немалых доходах, но она готова все отдать тому, с кем соединилась. Правда, как и в «Ночами Кабирии», избранник через несколько часов ее покинет, захватив сумочку с деньгами, и так же, как в случае Кабирии, ее оптимизм и жажда жизни побеждают — стресс проходит, жизнь продолжается.

Анна Сергеевна совсем иная: воплощение стабильности, благорозумности, согласия с жизнью. Интеллигентки, чьи пальцы украшают изысканные кольца, чье жилье напоминает лавку антиквара, воскресными утрам собирает у себя салон, куда приходят бывшие музыканты, чтобы пообщаться, посидеть за чаем, а то и заняться вокалом. Она ведет светскую жизнь в ограниченном кругу людей, которых знает давно. И вот в этот устоявшийся мир врывается Андрюша — его живой характер, мастерская игра на пианино, артистизм, непосредственность … Невольно зачаруешся. Отношения складываются наилучшим образом, он желанный в этом доме, его манера общаться близка, его должны за своего (ни разу не поинтересовавшись ни условиями его жизни, ни адресу, только сочувственно покачав головой такой способный музыкант, а вынужден, бедняга, зарабатывать настройкой инструментов) . И когда он, проявив незаурядную ловкость, вернул Дорогие деньги, которые она легкомысленно вручила своему «жениху», здесь уже совместной радости не было предела.