Музыка для Андрюши, или Прелесть зла

Андрюша входит в доверие без особых усилий, и, кстати, ему не надо обманывать, когда рассказывает приятельницам о своем всепоглощающее любви к девушке из состоятельной семьи, которая ради него, фактически нищего, покинула свой дом, родителей.

Здесь уместно вспомнить о частной жизни Андрюши, ибо он своим новым приятельницам не уточнял, что за временное любовь своей избранницы ( «Я у тебя поживу», — обещает она ему) он исправно обеспечивает ее зелеными купюрами, чтобы она могла удовлетворять свои прихоти: «Ты же видишь, как я растолстела, пойду записываться в фитнес-центр. А еще иду на курсы немецкого языка, очень мне нравится немецкий язык ». После любовной игры с пачкой денег она покидает чердак. Разумеется, дальше респектабельного ресторанчика не пойдет, потому что не привыкла к малейших усилий и учиться нет желания, и считает себя умнее других. Рената Литвинова очень органична в этой роли. Следует сказать, что ее магию творит преимущественно оператор Карюк, который не жалеет экранного времени на ее портреты. Они настолько изысканные, что могли бы украсить обложки самых шикарных глянцевых журналов. Тем не менее, чары рассеиваются, как только «создание» начинает говорить, подкрепляя свои убедительные интонации не менее убедительными жестами. И не перестаешь удивляться, как умный человек, бывший в переплетах, то есть был уже женат, мог на такое соблазниться, поддаться этому дурмана! Недаром говорят: любовь слепа.

Георгий Делиев творит чудеса в этой сложной кинематографической симфонии, играя на равных с опытными актрисами. Его Андрюше веришь, когда он растворяется в среде интеллигентов, и его становится жалко, когда видишь, как покорно он сносит паразитирование своей девицы. Он творит настоящий феллинивський образ, которому выпала эта дьявольское искушение, потому что он продает свою душу за шаткое и ненадежное чувства.

Но Кира Муратова не была бы собой, если бы не вывела на экран целую галерею эпизодических персонажей, найдя место для своих постоянных исполнителей — Натальи Бузько, Жана Даниэля, Юрия Шликова, Сергея Бехтерива, Николая Седнива и других. То есть тщательно разработанную линию сюжета со всеми психологическими мотивациями она декорирует характерными для нее абсурдистских эпизодами.

И еще одна ностальгическая нотка со времен молодости. Несколько раз в фильме возникает девушка-бард, которая поет в трамвае песню, которая напоминает золотые времена Булата Окуджавы, мотивы суетности и тщеты этой жизни, которых не замечают ни Андрюша, ни другие персонажи. Жизнь их, как движение по давно наезженной колее, из которой уже не взойти. А параллельно с этими сует катится вечерней улице трамвай, в котором пассажирам дарится песня о чем-то недостижимое и прекрасное, как чистый воспоминание о молодости, о чем-то очень дорогое и фактически забыто.